Политика

Inapoi

Виктор Степанюк - молдавский Медведев?

Указом президента Республики Молдова Владимира Воронина на должность первого заместителя главы правительства, куратора социальных проектов и программ, назначен Виктор Степанюк. Что-то похожее мы наблюдали некоторое время назад в России.

Это решение было весьма положительно воспринято сторонниками молдавской государственности, выражающими надежду на то, что оно будет способствовать укреплению правительства республики, в целом, а также поможет активизировать его политику в социально-гуманитарной области.

Таким образом, данное кадровое решение является, с точки зрения патриотически настроенной части молдавского общества, сильным шагом президента Воронина, способным оказать заметное оздоровляющее воздействие на внутриполитическую жизнь Республики Молдова. Вне зависимости от своей идеологической ориентации, многие молдавские политики восприняли его как чёткий сигнал со стороны действующей власти о начале ею нового этапа борьбы за укрепление духовно-нравственных основ молодой национальной государственности.

Президентский выдвиженец Виктор Степанюк, человек в политике отнюдь не новый, хорошо известен в стране как убеждённый и бескомпромиссный сторонник укрепления устоев Молдавского государства, имеющий чётко выраженное собственное мнение по связанным с этой задачей проблемам и, одновременно, остающийся неизменно лояльным по отношению к лидеру ПКРМ Владимиру Воронину.

В идейном плане Виктор Степанюк является последовательным сторонником социалистической идеи, однако, не в старой, догматической, сталинской её формулировке, а в её современном, западноевропейском, демократическом варианте.
В геополитическом плане Степанюк проявляет себя сторонником сближения Молдовы с ЕС и, одновременно, выступает за укрепление её отношений с Россией. В целом, это один из наиболее прагматичных и компетентных молдавских политиков.
Среди членов ПКРМ и её симпатизантов, особенно в провинции, рейтинг Виктора Степанюка довольно высок, что также является существенным фактором, определяющим его политическую силу и влияние.

Безусловно, данное назначение сделано Ворониным с дальним прицелом. Оно, скорее всего, рассчитано на решение задачи укрепления к 2009 году политических позиций правящей партии в молдавском обществе. Именно по этим причинам некоторые «правофланговые» политические, журналистские и прорумынски настроенные националистические круги пытаются представить сегодня Степанюка как «коммунистического догматика» и «консерватора».

Однако эти ярлыки навешиваются правыми на Степанюка совершенно необоснованно, с целью нейтрализовать серьёзного политического оппонента, каковым он для них является, и, как следствие, дискредитировать саму идею построения и укрепления молдавского независимого государства.
Огульные обвинения правыми нового вице-премьера Степанюка, сферой деятельности которого станет контроль над осуществлением политики государства в социальной и гуманитарной сферах, в якобы присущих ему «догматизме» и «консерватизме», преследуют цель дискредитации в глазах Европы не только его самого, но и всего нынешнего высшего молдавского руководства, представив его неким, закостенелым в своих «устаревших» представлениях о происходящих в мире событиях, «сталинским пугалом».

Но, на самом деле, Виктор Степанюк является современным европейским политиком.
Будучи чистой воды прагматиком и трезвым, расчетливым реалистом, он не боится проявлять личную инициативу там и тогда, где и когда в этом есть нужда, обладает волевыми и интеллектуальными качествами, необходимыми для решения стоящих перед ним сложнейших задач,

В то же время в нём, так сказать, «на генном» уровне, начисто отсутствует «вирус авторитаризма», он толерантен по отношению к окружающим его людям, способен слушать и слышать как своих сторонников, так и оппонентов.
Хотя в нём нередко проявляется здоровый полемический темперамент, он способен также и к жёсткому самоконтролю. Следует отметить, что за последние 7 лет Степанюк, как политик и идеолог молдавской независимой государственности, сильно вырос. Причём, как отмечают многие аналитики, данная метаморфоза происходила с ним на фоне всё большего измельчания и деградации большинства его политических оппонентов.

Более того, Виктору Степанюку свойственно ещё одно положительное качество, к сожалению, весьма редко присущее другим молдавским политикам – личная конкурентоспособность в сочетании с поддержкой умных и способных людей, продвижением их на ответственные должности. Единственным условием при этом является преданность этих людей не ему лично, а их профессионализм и приверженность идеи молдавской государственности.
Для Степанюка при этом не столь важно, «правые» они или «левые» по своим идейным взглядам и партийной принадлежности. Если эти люди ведут честную игру, если они проявляют себя, как патриоты Молдовы, он защищает их «до последнего патрона». Более того, он обладает исключительно редкой для современного молдавского руководителя чертой – ему можно говорить самую горькую правду в лицо, даже если ему и не слишком хотелось бы её слышать.
Виктору Степанюку чужда (по крайней мере, так было до настоящего времени) свойственная большинству постсоветских молдавских политиков клановость, но, в то же время, он не скрывает, что считает себя «человеком команды». Это значит, что он не просто опирается на своих однопартийцев и сторонников ПКРМ, но и активно проводит в жизнь линию своей партии и её лидера Воронина.

Но при этом он решает стоящие перед ним задачи не бездумно и слепо, ориентируясь лишь на указания «сверху», а всегда исходит из конкретно складывающейся обстановки. Его тактика отличается и решительностью, и, одновременно, разумной осторожностью. Каждый раз он определяет свою линию поведения в зависимости от реальной ситуации.

И ещё один принципиально важный штрих к политическому портрету Виктора Степанюка: членов своей команды (как тех, которые «наверху», так и тех, которые «внизу») он никогда и никому «не сдаёт». Это его поведенческое кредо определяется как присущими ему морально-этическими принципами, так и прагматическим складом его мышления. Хотя, надо честно признать, были случаи, когда «сдавали» его «свои». Но Виктор Степанюк, тяжело переживая отступничество соратников, в повседневной работе ни разу не опустился до мести им и не утратил веру в «команду».
Всё это позволяет с уверенностью предположить, что Степанюк будет выполнять и свою новую миссию в правительстве не бездумно и слепо, а исходя из конкретно складывающейся обстановки. Его тактика будет и решительной, и осторожной, в зависимости от ситуации.

А задачи, которые предстоит решать новому первому заместителю премьера, совсем не из лёгких. Если в социальной сфере, которую ему придётся и далее развивать, дела обстоят относительно благополучно, то в интеллектуально-гуманитарной сфере они идут из рук вон плохо: куда ни бросишь взгляд, везде натыкаешься на сплошные завалы и провалы. Особенно много их – целые «авгиевы конюшни» – накопилось с апреля 2005 года в системе просвещения. Естественно, что в одиночку, как это когда-то удалось мифическому Гераклу, Виктору Степанюку с ними не справиться. В этом смысле президенту Воронину, сказав «А» при назначении Степанюка, следует сказать и «Б», провести ротацию кадров в министерстве просвещения.
Более того, без конкретной помощи команды и серьёзной «дозы самостоятельности» в решении стоящих перед ним задач, никаких «конюшен» ему не «очистить».

Совершенно понятно, что новому вице-премьеру придётся ежедневно и ежечасно доказывать, как всему молдавскому обществу, так и руководству страны и правящей партии свою исключительную необходимость, полезность и ценность. Хотелось бы, однако, надеяться, что делать он это будет, не прибегая к раздаче перед телекамерами сиротам и инвалидам телевизоров и холодильников, поскольку давно известно, что, как только политик вступает на этот скользкий путь, он подписывает себе смертный приговор, приобретая убийственную репутацию «дешевого популиста». Поэтому от Степанюка мы вправе ожидать серьёзных предложений и начала реализации поистине прорывных национальных проектов в социально-гуманитарной сфере.

«Подставлять» же Степанюка руководству Партии коммунистов, независимо от личного отношения к нему тех или иных её вождей, не только крайне невыгодно, но и чрезвычайно опасно для действующей власти в целом. Если Степанюк при поддержке Воронина добьётся положительных результатов, то правящая партия получит шанс остаться у власти ещё на четыре года. Поэтому его назначение следует рассматривать, в первую очередь, как осознанный и прагматичный ход президента Владимира Воронина в контексте приближающихся парламентских выборов 2009 года.

Если же рассматривать имеющиеся у ПКРМ кандидатуры на роль новой «первой скрипки» после ухода из большой политики Владимира Воронина, то Виктор Степанюк и в этом плане - одна из наиболее выигрышных и, на данный момент, почти безальтернативная кандидатура.

Хотя, как известно, в резерве Партии коммунистов есть ещё премьер Василий Тарлев и спикер Мариан Лупу.

У премьера Тарлева «рейтинг» уже более 33%. Но это «рейтинг доверия» к человеку, привыкшему быть «вечно вторым». Ему доверяют, но не как будущему президенту, а как «доброму» премьеру при сильном президенте. Кроме того, надо учитывать, что за него готовы голосовать лишь сельские сторонники ПКРМ, в то время как городское население, скорее всего, за Василия Павловича не проголосует. К тому же надо помнить, что Тарлев беспартийный, и это вызывает у многих членов ПКРМ недоумение и подозрение. В то же время, нельзя не признать, что Тарлев обладает значительным потенциалом, который ему пока ещё не удалось полностью раскрыть, постоянно находясь в тени Воронина. Не скрою, симпатичен он и автору данной статьи. И об этом уже говорилось в одной из публикаций. Убежден, тандем Степанюк-Тарлев может быть весьма перспективным. Естественно, под руководством со стороны Владимира Воронина.

Говоря о Мариане Лупу, следует сразу же отметить, что он совершенно «чужд» подавляющему большинству членов Партии коммунистов, а уж от простого народа вообще «далёк, как декабрист». Он, конечно, умён, образован, обучен иностранным языкам, но это не харизматический политик-боец. Это, скорее, «политический барин», своеобразная «парадная витрина молдавской демократии» для демонстрации её Западу. Иностранцы, встречающиеся с Лупу, обращают внимание на то, что он явно тяготится своим вынужденным членством в чуждой ему ПКРМ. Лупу уже несколько раз публично давал понять, что он не хочет играть по правилам Воронина и не всегда разделяет позиции своего партийного лидера. Справедливости ради признаем, что своей позиции, у него так и не появилось. Нельзя исключать, что на выборах 2009 года он вообще может вдруг оказаться в совсем другой команде. Например, в СДП у Дмитрия Брагиша. Причем это будет выглядеть куда более естественно, чем нынешнее пребывание Лупу в рядах Партии коммунистов.

Что же касается Виктора Степанюка, то он прост в общении с людьми, говорит на их языке, умеет их слушать и, что особенно важно, понимать их и искренне им сочувствовать. Он в равной степени близок и к молдаванам, и к русскоязычным. Ему свойственно врождённое человеческое обаяние. Степанюку нет нужды притворяться «своим в доску» и заискивать перед избирателями. Он такой, как есть, человек из народа. Степанюк, как потенциальный «преемник» нынешнего лидера ПКРМ, хороший организатор, человек дела. Люди это знают и ценят в нём.
Именно это сочетание столь важных качеств напрочь отсутствует у большинства потенциальных конкурентов Степанюка, как из собственных рядов ПКРМ, так и из оппозиционной «либерально-унионистской» среды. В этом – кадровом - смысле коммунистам здорово повезло.

Однако, сказанные хорошие слова о Викторе Степанюке не означают, что он лишен недостатков. Ему необходимо очень серьезно заниматься самообразованием. Особенно в вопросах государственного управления, современных тенденций социальной политики в мире, модернизации системы образования. Он должен осознать, что сегодня он в большей степени «второй человек в правительстве», чем «второй человек в партии». А потому, как первый вице-премьер, курирующий социально-гуманитарный блок, он должен пойти на открытый диалог с деятелями культуры, прежде всего, с творческими союзами, редакторами СМИ, с представителями общественных и партийных организаций.

Реализовать свой потенциал и оправдать ожидания, которые имеются сегодня у значительной части молдавского общества в связи с этим назначением, Виктор Степанюк сможет лишь в том случае, если сумеет верно определить приоритеты в своей деятельности и добиться реальных практических результатов при их реализации. Есть два возможных варианта стратегии деятельности Виктора Степанюка на новой должности.

Первый - это сосредоточение на текущих проблемах и активная деятельность по наращиванию административного ресурса Партии коммунистов для предстоящей выборной кампании. Но это не только тупиковый, но и опасный для самого политика и для всей партии путь. Народ у нас умный, он быстро поймет, что человек пришел во власть не для того, чтобы что-то нужное и полезное сделать для людей и страны, а лишь для решения личных, карьерных проблем. В том числе и для сохранения себя самого во власти.

Второй путь более сложен, но он и более перспективен. Речь идет о разработке и реализации стратегии развития «человеческого капитала». Будущее Молдовы, как независимого государства, зависит не только от того, какой урожай мы соберем на полях и сколько выпустим бутылок вина, но, прежде всего, от того, сумеем ли мы создать «экономику знаний». Образно говоря, успеем ли мы запрыгнуть на подножку вагона уже уходящего поезда экономики 21-го века.

Молдове сегодня необходима настоящая революция в социальной сфере. Но революция не ради того, чтобы что-то поломать (хотя есть вещи, от которых надо безжалостно избавляться), а для того, чтобы вывести эту сферу в главный приоритет всей деятельности государства и общества.

Надо признать, что нынешний кадровый потенциал Молдовы не соответствует потребностям сегодняшнего, а тем более, завтрашнего дня. Необходимо не просто обновление кадров. Необходимо их качественное обновление. И главными принципами подбора кадров должны стать не кумовство, родственные и партийные связи, а профессионализм и патриотизм кандидатов на должность в государственной сфере. Для этого надо создать эффективную систему подготовки новых кадров, способных заниматься построением новой, социальной Молдовы.

Это значит, что необходимо модернизировать всю систему образования в Молдове: школьную, профессионально-техническую, высшую. Уже высказывалась идея о создании двух-трех мегауниверситетов в стране, которые можно было бы объединить с некоторыми институтами Академии наук. И, естественно, процесс образования должен стать непрерывным. Важно решить вопрос о создании совместно с другими странами некоторых специализированных учебных заведений. Например, Молдавско-Российский университет, Институт менеджмента и маркетинга (совместно с Румынией и другими странами ЕС). В Комрате можно было бы создать мощный университетский центр совместно с Турцией и Россией. Чрезвычайно важно задействовать в этих проектах также учебные заведения Приднестровья.

Еще одно важнейшее направление – здоровье нации. Причем речь должна идти не о здравоохранении вообще, которое могло бы стать частью национальной программы, а именно о здоровье людей, которое включает в себя занятие спортом, туризм, здоровый, в целом, образ жизни и т.д.

Важную роль новый вице-премьер Степанюк мог бы сыграть и в достижение согласия в молдавском обществе. Надо признать, что пока мы будем жить своими узкогрупповыми и узкопартийными интересами, прогресса в развитии страны не будет.

К числу приоритетов в деятельности Степанюка надо отнести и программу создания информационного общества. Тут нужны нестоящие прорывы, революционные идеи. Компьютер, интернет, знание иностранных языков должны стать программой минимум для каждого школьника и студента Молдовы. И такой же немаловажный компонент его образования и воспитания - это патриотизм, любовь к Родине.

Безусловно, здесь названы далеко не все вопросы, которые предстоит решать вице-премьеру Виктору Степанюку и его команде. Самое важное, чтобы он понял, что именно от правильного выбора приоритетов зависит не только успех всей его деятельности, но и, по большому счету, будущее нашей страны.