Аналитика и комментарии
НазадМалый бизнес в РМ. Проблемы развития. Роль и место МБ в экономике страны.
Прежде всего, об одном распространенном заблуждении. Считается, что МБ это некоторое дополнение к крупному, и потому, значение его не так велико. Особенно это понимание распространено среди политиков стран СНГ. На самом деле МБ играет ключевую роль в экономике развитых стран. И наоборот. Чем менее развита страна, тем более тормозится в ней развитие МБ.
МБ в экономике развитых стран занимает следующее место:
1. обеспечивает основную массу рабочих мест;
2. создает не менее половины ВВП;
3. обеспечивает гибкость и приспособляемость экономики страны к изменяющимся условиям;
4. обеспечивает диверсификацию номенклатуры товаров и услуг;
5. создает массу инноваций;
6. обеспечивает простор для творческой энергии людей;
7. дает дополнительный заработок для всех групп населения, в первую очередь слабо обеспеченных (особенно ценно, что такой заработок обеспечивается быстро, гибко и по месту потребности);
8. составляет основу эффективности производства крупных корпораций, которые огромное количество процессов и товаров производят именно на предприятиях МБ;
9. предприятия МБ можно создавать практически в любом регионе, что обеспечивает региональное развитие и занятость, там, где ведение крупного бизнеса не рационально.
Это краткий перечень. Но из этого перечисления видна исключительная роль МБ в экономике. Заметим, нынешний этап научно-технического развития во многом обеспечен инновациями созданными предприятиями «гаражной» экономики. Именно с этим типом предприятий очень активно власти борются в Молдове под предлогом борьбы с уклонением от уплаты налогов. Хотя статистика давно показала, что основным уклонистом является не малый бизнес, а крупный.
Крупный и сверхкрупный бизнес почти всегда старается уменьшить налоги по максимуму, в то время как МБ уходит от налогов только в крайне неблагоприятных условиях. По той простой причине, что МБ гораздо проще платить налоги в нормальных условиях, в то время как крупному бизнесу выгодно не платить налоги независимо от условий. И главное крупный бизнес обладает для этого возможностями.
Место МБ в экономике ЕС, США и Молдовы.
Показатели.
В США. В 2022 году насчитывалось 33,2 миллиона малых предприятий, в которых работало 61,5 миллиона человек. Малые предприятия создали 12,9 миллиона новых рабочих мест в период с 1996 по 2021 год, что составляет 66% новых рабочих мест, созданных за этот же период.
ЕС. Доля малого и среднего бизнеса стран колеблется от 40 до 80%, в среднем по региону - 67%. На долю этих предприятий приходится 51% всего внутриевропейского импорта и 45% экспорта.
Особенную роль МБ занимает в экспорте небольших странах. Кипр (88%), Латвия (81%), Бельгия (70%), Эстония (68%) и Нидерланды (67%).
Очевидно, для Молдовы, усиление позиций МБ в экономике единственный вариант увеличения экспорта.
МБ в Молдове. В 2018 ОЭСР опубликовала отчет о ходе выполнения Закона о малом бизнесе для Европы (Small Business Act, SBA) для стран «Восточного партнерства» (ВП).
В РМ - МБ и средний - 55,7 тыс. , около 98,7% из общего числа предприятий. Численность персонала 328 тыс. , 60,7% от общего числа во всех предприятиях реального сектора. При этом, компаний, где сотрудников от 50 до 250 человек - 1,3 тыс., где от 10 до 50 человек 6,4 тыс., а микропредприятий, с числом работников не более 10 человек – 48 тыс. или 85,1% от всех зарегистрированных. То есть. Основная масса предприятий имеет не более 10 человек
Доходы от продаж МБ и среднего бизнеса 144 160 млн леев, или 40,4% от суммы продаж в целом по экономике.
Средний объем продаж на одного работника составил 439,5 тыс. леев или 36 625 тыс. леев в месяц. Много это или мало?
Если взять основной сектор – розничную торговлю, и предположить, что торгует она с наценкой в 20%, то получится «грязная» прибыль на одного работника 7325 леев в месяц. Вычтя из этой цифры НДС, налоги, сборы, накладные расходы и пр., мы получим то, что имеем: максимально возможную зарплату работника в 3-4 тыс. леев, даже меньше. Но даже если немного больше, не суть.
Это мизерная зп, которую нужно умножить на неустойчивость рабочего места и мизерные пенсионные отчисления при таком уровне зп. То есть. Человек работающий в МБ не имеет никаких перспектив и может работать там только от безысходности.
2022 г. (Нац. бюро статистики РМ). Ситуация, практически, та же самая.
Отметим еще две ключевые особенности МБ в Молдове.
1. Количество реально работающих предприятий не известно. В Молдове процедура ликвидации предприятия очень сложна. Зачастую предприятия не ликвидируется, а перестает функционировать, оставаясь в государственном реестре. По оценкам экспертов, реально действуют около 65-70% от общего числа предприятий.
2. Почти 70% предприятий МБ сосредоточены в столице. В итоге, есть регионы где вообще нет МБ, значит вообще никакого бизнеса.
Государственная политика по поддержке МБ.
Государственную политику в области МБ осуществляет Министерство экономики посредством такой структуры как ОДИММ. Которая, постоянно рапортует об успехе. Но, по факту, из отчетов следует, что это крайне неэффективная организация.
Показатели в отчетах, для внушительности, приведены в леях. Но, Молдова вписана в мировую экономику, поэтому считать нужно в мировых ценах, то есть в долларах и евро. В переводе на мировые цены — показатели мизерные.
Для примера. Отчет о пресс-конференции гендиректора ОДИММ Юлии Костин. 17.05.2021 — InfoMarket.
С 2007, год создания ОДИММ, по 2021 в экономику инвестиций в размере 2 млрд леев и созданию более 11 тыс. рабочих мест. (Для 14 лет деятельности практически ничего).
С приходом к власти ПАС, ОДИММ как бы активизировался. Но показатели остаются в пределах вышеуказанных смешных показателей. Кроме того, большинство проектов, с экономической точки зрения бессмысленны, и, скорее всего, поддерживаются для отчетности.
Из интервью врио генерального директора ODIMM Думитру Пынтя. Логос пресс, конец 2022 года.
В 2022 из гос. бюджета выделено 140 млн леев. В 2023, сумму предполагается увеличить в два раза. Примерно 15 миллионов евро. Вряд ли эту сумму можно обозначить как показатель настоящей гос. поддержки.
Сейчас ODIMM администрирует следующие проекты:
PARE 1+1 – бюджет на 2022 год 30 млн леев;
«Старт для молодежи» – 20 млн;
«Женщины в бизнесе» - 5 млн;
Поддержка предприятий с потенциалом интернационализации – 15 млн;
Экологизация МСП – 15 млн;
Фонд гарантирования кредитов (с капитализацией 170 млн леев) – более 15 млн;
«Второй шанс» (для предприятий, попавших в сложную ситуацию из-за пандемии коронавируса) – 15 млн леев;
Цифровизация бизнеса – 10 млн леев;
Инициативы по созданию кластеров – 6 млн леев;
Сельский туризм – 3 млн. леев;
Развитие социального предпринимательства – 1 млн. леев.
И т.д..
Чтобы было понятнее, насколько это мизерны эти показатели приведем оценочные цифры реальных потребностей в МБ.
Реальные потребности МБ в финансировании.
Норма инвестирования в основной капитал, для поддержания умеренного роста, в ЕС — 20%. Страны ускоренного развития, инвестируют не менее 30% (Южная Корея. Китай вообще инвестирует 40%.) Молдова в 2022 году получила в целом инвестиций на 31 миллиард лей, то есть, 1,5 миллиарда евро. Если считать только по европейским нормам, эта сумма должна быть как минимум в 2 раза выше, а для ускоренного развития в три раза выше. Соответственно, на долю МБ должно приходится, в год, для развития по европейским нормам, не менее 1,5- 2 миллиардов евро инвестиций. И это при умеренных темпах развития, хотя для Молдовы нужны ускоренные темпы, чтобы соответствовать европейским критериям.
Поэтому, цифры, которыми оперирует ОДЕММ не просто смешные, они издевательские.
Проблемы.
Финансирование. Существует только две формы финансирования. Банковские кредиты и государственное финансирование, в виде прямых грантов или кредитных гарантий. Однако обе формы не могут решить вопрос о достаточном финансировании. Кредиты дороги или же предоставляются при условии больших залогов. Государственное финансирование мизерное.
Более того, государственное финансирование создает коррупционную среду, так как оно избирательно по отношению к предприятиям.
На самом деле к финансированию должно быть привлечены многочисленные инвестиционные фонды и структуры ЕС и других стран, если взяли курс на евроинтеграцию а так же необходимо поощрять создание таких фондов в РМ.
По факту, правительство блокирует прямые связи частных структур РМ и ЕС, вместо того, чтобы стимулировать образование таких связей, зарабатывая при этом на посредничестве и освоение грантов, а так же протекционизме своих фирм.
Впрочем, это характерная ситуация для любой слаборазвитой страны. Молдова не исключение.
Неверная структура управления экономической политикой. Гос. политика, в норме, должна быть сосредоточена на следующих моментах:
- создание равных условий всем предприятиям МБ;
- создание или приток внешних инвестиционных структур и инструментов;
- создание структур поддерживающих экспорт и открытие рынков.
В действительности видим иное. Например. Самая большая проблема бизнеса в РМ сегодня это внешние рынки. МБ обладает небольшими возможностями для продвижения экспорта. Роль гос.структур здесь велика. Но этим никто не занимается. В Министерстве сельского хозяйства 23 подразделения в ранге департамента и ни одного, кто занимался бы экспортом. Министерство экономики — 13 подразделений и тот же результат.
Вопрос. Какой смысл в существовании такого управления экономикой в глобальном мире, которое не занимается экспортом и не привлекает инвестиции?
Высокая и дискриминационная налоговая политика. В 2023 года мин. экономики начало реформу налогообложения МБ, которая должна снизить эту нагрузку (попытка внедрить опыт Эстонии). Акцент -снижение налога на прибыль. Это не решает проблему общей налоговой нагрузки на МБ.
Около 70% МБ сосредоточенно в Кишиневе, где расходы на ведение бизнеса растут ускоренными темпами, в том числе налоги (мэрия проводит свою налоговую политику).
Кроме того, предоставляются преференции крупному бизнесу, в противовес малому. Например. (Данные из интернета). В Кишиневе, по одному и тому же виду деятельности, торговле, малый бизнес платит 5800 лей налогов за торговую точку площадью 50,1 кв.м - т.е. 115 лей за кв.м. Крупный ритейлер – например, «Kaufland» - заплатит 25 800 лей за 3000 кв.м. площади, т.е 8,6 лей за кв.м, на самом деле еще меньше, так как 25 800 - максимальная сумма, а площадь магазина может быть больше.
То есть. Малый бизнес платит в 13 раз больше за один и тот же квадратный метр по сравнению с крупным бизнесом.
Малая покупательная способность населения. Основа основ развития МБ это внутренний рынок страны. Национальное бюро статистики сообщает, что в 2022 доходы на одного человека в месяц 4252,7 лея, что на 21,2% больше, чем в 2021 году. В реальном выражении (с корректировкой на индекс потребительских цен) доходы населения снизились на 5,9%.
Расходы населения в 2022 году составили в среднем на одного человека в месяц 3711,9 лея, что на 22,1% больше по сравнению с уровнем предыдущего года.
Это крайне малый рынок для развития экономики. Причина. Кроме, слабого развития экономики, Правительство не стимулирует рост доходов в стране, а проводит целенаправленную политику ограничения доходов.
Отсутствие экспортных рынков. Молдова, в последние 20 лет, последовательно теряла внешние рынки. Рынок ЕС, на который так надеются, не более чем абстракция, потому, что экспортировать приходится в конкретную страну ЕС. А в каждой из них действуют свои особенности. Фактически кроме небольшого рынка Румынии у Молдовы нет устойчивых и больших рынков в ЕС или за пределами ЕС.
Это связано с нежеланием правительственных структур заниматься экспортом по-настоящему, а также крайне примитивным пониманием особенностей функционирования экспортных структур.
Монополизация всех отраслей крупным бизнесом. Одной из самых больших проблем МБ в Молдове очень высокая степень монополизации практически всех отраслей. Несмотря на декларации о поддержке малого бизнеса, гос. структуры, как правило создают преимущественные условия для крупного бизнеса, в особенности, если в нем есть доля иностранного капитала.
Это лишь небольшой список проблем, которых на самом деле гораздо больше.
Выводы.
Проблема МБ является системной проблемой экономики Молдовы. Она не может быть решена без изменения всей экономической политики. Без этого хроническое отставание от развитых стран будет непреодолимым.
Сегодня Молдова уже отстает не только от стран ЕС. Молдову начинают обгонят даже страны Африки. Характерный пример – Руанда. Страна, где 20 лет назад была одна из самых кровавых гражданских войн, сегодня по многим показателям обходит Молдову. Страну, которая начала свой путь независимости 30 лет назад с готовой инфраструктурой европейского уровня, хорошим жилым фондом, образованным населением, промышленностью, развитым сх, высшим образованием и медициной.