Аналитика и комментарии

Назад

Место политиков под солнцем

В Молдове так сложилось, что партии идут за политиками, как нитка за иголкой - популярен политик, значит у его партии появляется шанс на победу.
Место политиков под солнцем

В настоящее время в Молдове нет политика или политической партии с рейтингом выше 50%.  

Что это значит?

С одной стороны, это свидетельствует о падении доверия значительной части граждан как к тем политикам, кто у власти, так и к оппозиции.  Пока еще политический класс выручает геополитика. Кто-то узурпировал пророссийское электоральное пастбище, а кто-то проевропейское. Но и там происходят сдвиги. Любопытно наблюдать, как менялись местами политики, которые окучивали пророссийский электорат. Вначале там безраздельно царствовал Воронин, потом его потеснил Додон. А сейчас Додона выгоняет с этого пастбища Шор. Безусловно, будут со временем изменения и на электоральном поле проевропейцев.  После того как Майя Санду будет избрана на второй срок, всем сразу станет ясно, что третьего срока не будет (закон запрещает) и скоро место освободится. Корону будущего президента начнут примерять разные политики. И нет никаких гарантий, что новым лидером станет кто-то из PAS. Вполне возможно появление новой политической звезды из числа нынешней проевропейской оппозиции. Возможен новый лидер, вместо Додона, и в другой геополитической команде.

Но это не значит, что проевропейские и пророссийские политики будут делить между собой власть в Молдове, как Демократическая и Республиканская партии в США. Борьба за геополитический вектор не вечна. После вступления Молдовы в ЕС он уже перестанет играть ведущую роль.

Зачем необходимо это вступление?

Цель одна – показать, что для нахождения в большой политике или вхождения в большую политику уже недостаточно одного только геополитического вектора.  Нужно привлекать избирателей идеями, которые могут быть привлекательны для разных слоев общества.   А для этого надо хорошо понимать ожидания различных категорий избирателей (адресных групп), а также иметь образ (имидж), который соответствует их чаяниям. Отметим, что у граждан могут быть разные ожидания и не одинаковые запросы.  

В Молдове так сложилось, что партии идут за политиками, как нитка за иголкой - популярен политик, значит у его партии появляется шанс на победу.

Исходя из этого я решил поразмышлять на какие целевые группы смогут опираться молдавские политики, чтобы те стали «их электоратом», который позволит партиям добиться успеха на выборах в парламент в 2025 году.

Рассмотрим политиков, которые на мой взгляд имеют перспективу. При этом нужно понимать, что половина из них ее может не реализовать. Иметь шанс войти в лидеры и реализовать шанс, это разные вещи. Первое автоматически не приводит ко второму.

Игорь Гросу (Майя Санду)

У председателя PAS по-прежнему главная ставка на тему Европейского выбора Молдовы, вступления Молдовы в ЕС. Резон пока есть. Это тема затрагивает практически все слои общества, все социальные, профессиональнее и национальные группы.

Но является ли она долгоиграющей?

Представьте такую ситуацию.

Майя Санду побеждает на выборах президента. На референдуме большинство голосуют за вступление в ЕС. Какую тему предложит Игорь Гросу гражданам Молдовы на парламентских выборах? Других тем, кроме евроинтеграции у него нет. Возможно будет выдвинут лозунг: защитим европейский выбор, не дадим взять власть антиевропейцам.  Логично. Но есть одна проблема: кроме открытых шоровцев, никто больше не будет выступать против ЕС. И даже связанные с Кремлем политики не будут выпячивать свою пророссийскость. Это направление будет дано на откуп маргиналам, типа Василия Боли и Евгении Гуцул.

В общем, у Игоря Гросу (Майя Санду) есть серьёзная проблема. Граждане устали от риторики, от общих слов. Они хотят конкретики. Они хотят, чтобы было здесь и сейчас, а не через много лет, да еще непонятно, как все это будет.   Они говорят, европейские ценности — это очень хорошо, мы их поддерживаем, но нас еще интересуют и цены…

Первичная задача Игоря Гросу не потерять поддержку главной опоры его партии – среднего класса, костяк которого составляет интеллектуальная и бизнес элита. Они пока поддерживают Майю Санду и готовы проголосовать за не на выборах президента, так как к ней еще сохранился кредит доверия. К тому же они видят, что Санду пока нет альтернативы.   Но к выборам в парламент все может измениться… Перейдёт ли эта поддержка к Игорю Гросу и его партии? Не знаю.   

Как Игорю Гросу не потерять избирателей, которые привели его партию к власти? Сложная, но решаемая задача. Нужно искать новые подходы, новые идеи, которые смогут привлечь избирателей. Оппозиции будет легче. Оппозиция будет многое обещать. Партии власти с этим посложней, так как возникнет вопрос: зачем обещаете, нужно было это сделать, у вас уже была вся полнота власти.

Игоря Гросу ждет сложный год… И речь пойдет уже не о том, чтобы получить большинство и снова стать властью, а о том, чтобы получить возможность с кем-то сформировать правящую коалицию. И пора задуматься, с кем это возможно будет сделать, а не отталкивать всех, кто не дал клятву на верность PAS.

Ион Чебану

У лидера MAN есть своя электоральная ниша. Это «благодарные горожане» и гости столицы, которые увидели в Кишиневе позитивные перемены, связав их с деятельностью мэра.  Отказавшись участвовать в выборах президента, Чебан послал своим избирателям сигнал: завершу намеченное в Кишиневе, и только после этого пойду в большую политику. Правильный шаг. Чебан сосредоточился на проблемах города и не дал себя втянуть в политические разборки и дрязги, связанные с борьбой за пост президента.

Но выборы президента скоро свершатся и все политики готовятся к будущим баталиям за право попасть в парламент и поучаствовать в формировании исполнительной власти. Тут уже в сторону не отойдёшь, от участия не откажешься.

На кого может опереться Чебан в этой политической схватке, кроме тех, кто доволен его работой на посту мэра?

Есть еще возможность расширить число избирателей за счет жителей муниципии. Естественно, если этот год будет продуктивным в части решения задач по развитию столицы и населённых пунктов, входящих в муниципию.

Но, судя по всему, мэр столицы - политик амбициозный и намерен бороться не только за вхождение в парламент, но и за пост премьер-министра. А для этого нужно нарастить число избирателей. За счет кого? Ответ на поверхности - за счет граждан               всей территории Молдовы. Но там избиратели уже разделены между другими партиями. И, как говорят в Одессе, «вас здесь не стояло!» Чебану необходимо найти подходы к различным группам, чтобы они вошли в число сторонников и даже членов его партии. В первую очередь, ставку он, скорее всего, сделает на лидеров общественного мнения из числа примаров, с которыми ему легче найти общий язык. А дальше будет развивать отношения с теми, кто поддерживал этих примаров.

Это один из путей, но их наверняка может быть больше. Но этот путь не простой и пока нет уверенности, что Чебан сможет его пройти.

Игорь Додон (Александр Стояногло)

У лидера Партии социалистов непростая ситуация. Вытеснив с пророссийского пастбища ПКРМ, Додон длительное время рассматривался как единственный политик, близкий к Кремлю.  Но в последнее время его заметно потеснил Илан Шор.

Пока за Додоном сохраняется его ядерный электорат – молдавинисты, сторонники консервативных ценностей, а также пророссийские граждане, не принимающие Шора, не забывшие «кражу века».

Как дальше будут развиваться события, трудно предугадать. Шор через политиков, которых он поддерживает – Василия Тарлева, Ирину Влах, Василия Болю и возможно еще кого-то (тут сохраняется пока интрига) старается вытеснить Додона со всех его электоральных полей. Удастся Додону с помощью Стояногло удержать завоеванные позиции? Сохранит он существующий электорат и даже нарастит его? Пока трудно спрогнозировать. У многих экспертов складывается впечатление, что Додон - уходящая натура. Партия явно нуждается в новом лидере, который может привнести какую-то новизну в ее деятельность. Теоретически этим лидером мог бы стать Александр Стояногло (при удачном выступлении на выборах президента) или Влад Батрынча (если у него проявятся лидерские качества). Или кто-то другой…

Василий Тарлев

Лидер партии «Будущее Молдовы» вероятно в 2025 году предпримет пятую попытку попасть в парламент Молдовы.  Одна попытка была удачной - он стал депутатом по списку ПКРМ, а потом был переизбран премьер-министром в 2005 годом.  Три последующие попытки, уже без ПКРМ, оказались неудачными.

Как и в прошлые разы он пока не решил главную задачу – найти опору в социальных, профессиональных, национальных группах.

Да, на этот раз может быть легче. Особенно если у него есть поддержка Шора-Абрамовича (это избирательная сетка Шора, финансы, информационных ресурсы), плюс Воронина.  К тому же, Додон ослабел и теряет свой электорат.

В этой ситуации Тарлев может побороться за голоса пенсионеров, работников АПК, отставных силовиков, национальных меньшинств и молдавинистов.

Но для этого нужны месседжи к этой категории избирателей. Мы их пока не видим. И никакая Швейцария, опыт которой обещает внедрять Тарлев, ему не поможет. Молдавскую Швейцарию уже проходили. Не прижилась.  Для избирателей, на которых он надеется, все должно быть свое, доморощенное.

Ирина Влах

Пока беспартийная, но более активная чем многие партии.  Она строит свой имидж на противопоставлении Майе Санду. Отсюда постоянные обращения к Санду и различного рода предложения. Иногда довольно глуповатые.  Сомневаюсь в эффективности этих действий. Электорат Санду к ней никогда не перейдёт.

Так на кого она собирается опираться?

За нее может проголосовать какая-то часть представителей национальных меньшинств, в первую очередь, гагаузы. Но их голоса разойдутся также между Стояногло, Тарлевым и Усатым.

Кто еще? Может женщины, пенсионеры? Но пока не видно месседжей в их адрес.

Влах активно запугивает народ Молдовы войной, также возможно кто-то поверит, что голос за Влах – это голос против войны. Наивно, но иногда такое срабатывает. Вывод: её электорат – пугливый избиратель. Это шутка. Но пока действительно непонятно на какие целевые группы рассчитывает Ирина Влах. Будем наблюдать, может ситуация прояснится.

Ион Кику

Лидер Партии развития и объединения Молдовы (ПРОМ). Складывается впечатление, что Кику слегка запутался в поисках своей электоральной ниши. По определению, он должен был сделать ставку на интеллектуальное сообщество, главную движущую силу евроинтеграции. И выдвигать идеи, которые способствуют ускорению этого процесса и насыщению его решением конкретных социально-эконмических проблем Молдовы. Он все же работал министром финансов и премьер-министром.

Но он пошел другим путем. Основное внимание Кику стал уделять критике действующего президента, где справедливо, а где явно надумано. Но это не было бы проблемой, если бы к этому он добавлял свое видение решения проблем. Но этого нет. Постепенно он стал чем-то вроде второго Цырди, превратившись в блогера-пропагандиста, тем самым оттолкнув от себя часть проевропейски настроенных граждан, которые вначале поверили в его перспективы. А дальше еще хуже. Он стал сближаться с теми, кто ориентируется на Кремль и вместе с ними продвигает разного рода российские нарративы.

Способен он поменяться? Трудно сказать. Все зависит от того, сохранил ли он самостоятельность и независимость или уже играет по чужим правилам.

Ренато Усатый

Лидер партии «Наша партия» после долгих поисков между «Моссадом» и «модернизацией Молдовы», наконец-то нашел свою нишу – это президентская республика и сильная власть.

Чем хороша эта идея? Тем, что она привлекает маргинальную часть общества. Не надо ничего особо делать, не нужно ломать голову. Придет президент, обладающей абсолютно властью, и решит все проблемы. Воров и плохих министров посадит, бедным поможет.

Реально для Молдовы осуществить переход к президентской республике с властью наподобие власти Путина в России?  

Скорее нет, чем да. В стране существует разделение властей, и какими бы полномочиями не обладал президент, он не может быть единоличным правителем. Даже если ему будет подчиняться исполнительная власть, останется еще законодательная и судебная. И к этому добавим еще свободные СМИ и гражданское общество, которые явно не захотят иметь в Молдове президента с неограниченными полномочиями, кого-то наподобие Путина.  

Безусловно, сказанное мной не остановит Ренато Усатого. Он своего избирателя нашел и будет его окучивать, убеждая, что приход к власти Усатого, даже без большинства его партии в парламенте, это уже решение многих проблем. Поверят? Народ в Молдове доверчивый. Все может быть.  

Октавиан Цыку

Пока не ясно, это политик, который играет в долгую, готовый повести блок «Вместе» на выборы в парламент или он востребован на один политический цикл – выборы президента.

Если игра в долгую, то перед Цыку стоит задача убедить проевропейски настроенных граждан, что этот блок - серьёзный проект с перспективой пройти в парламент и стать одной из политических сил в коалиции проевропейцев. Желательно правящей. Если получится убедить, то тогда можно будет привлечь на свою сторону часть интеллектуальной и бизнес элиты, а также молодежь.

Игорь Мунтян

Лидер партии CUB. Чтобы не повторяться, скажу одно: Игорю Мунтяну предстоит решить те же задачи, что и Октавиану Цыку и искать ту же электоральную опору. Сверхсложная задача.

Наталья Морарь

Беспартийная, но с думой о партии. Возможно среди её электората есть те, кто восхищался ею как журналисткой, но не думаю, что их много осталось. Все же политик и журналист — это разные жанры.

Работу по поиску своего электората Морарь нужно начинать с самого начала. Так было и с журналисткой, когда она искала своих зрителей, но тут посложней. Зритель мог одновременно хорошо относиться к нескольким журналистам и смотреть их передачи. Избиратель голосует за одного. И его надо убедить, что он сделал правильный выбор. Как убедить? Выстроить такой образ, который будет для него притягательным.  И тут возникает вопрос, а какая политическая ниша еще свободна? Чем еще можно привлечь избирателя?

Пока Морарь пытается это сделать через критику власти. Власти это может навредить, но Морарь особых дивидендов не принесет. Критиков и так очень много.  Жалобами, что власть её обидела? Пожалейте, проголосуйте! Посочувствовать могут, но особых симпатий это не вызовет. В народе говорят, что на обиженных воду возят. Значит нужно предложить такой образ (имидж), который востребован, но его еще нет в молдавской политике. Какой? А это уже проблемы самой Натальи Морарь, если она хочет войти в большую политику.

Пожалуй, на этом список закрою.  Со временем к этой теме буду еще возвращаться. Может тогда еще кого-то включу. Или, наоборот, исключу, как не оправдавшего моего высокого доверия. Шутка…

Примечание.

В списке вы не увидели Василия Болю, которого шористы в последнее время активно раскручивают. Почему? Потому, что Шор не ставит на него как на перспективного политика. В одной из передач Nota bene на AVA TV (надеюсь вы уже подписаны на этот канал) я говорил, что Боля – это операция прикрытия, и Шор не ставит на него как на полноценного кандидата. У Шора есть другая команда из разных политиков, которую ни он ни они не афишируют. И их там не менее 4-5. Кого-то мы уже знаем, кого-то пока только подозреваем. Они важны для Шора и для нас они представляют интерес. Но это тема других публикаций и других видео.