Аналитика и комментарии

Назад

Молдова на распутье между Западом и Востоком

Какие же рекомендации можно дать президенту и будущему правительству РМ по поводу  российско-молдавских отношений?
Молдова на распутье между Западом и Востоком

Все годы своей независимости Молдове приходилось в своей внешней политике балансировать между Россией и коллективным Западом в лице Евросоюза, США и других западных стран. Это было намного проще делать во времена правления Ельцина и  первые несколько лет правления Путина, когда отношения России с западными странами были  нормальными и партнёрскими. И намного труднее стало сохранять этот баланс начиная с 2008 года, после знаменитой мюнхенской речи Путина и российско-грузинской войны в Южной Осетии.

Именно тогда отношения России с западными демократиями стали постепенно осложняться. К тому же российско-молдавские отношения начали ухудшаться ещё при президенте Воронине в начале 2000-ных годов из-за приднестровской проблемы и введения Кремлём необъявленных антимолдавских экономических санкций и эмбарго.

После ухода Воронина и прихода к власти «проевропейской» коалиции трёх партий Молдова как бы начала проводить «проевропейский» курс Этот псевдоевропейский курс продолжился и при единоличном правлении ДПМ, возглавляемой Владом  Плахотнюком.

Почему я этот курс называю псевдоевропейским? Потому что проводились лишь косметические реформы, а суть осталась прежней. По-прежнему сохранялась высокая коррумпированность правоохранительных и других госорганов, которые были негласно подконтрольны одному политику, который не занимал официальных постов в системе власти.  

Благодаря этом была возможна и т.н. «кража миллиарда», главные виновники и бенефицианты которой по-прежнему гуляют на свободе или в бегах за рубежом.

Не сильно много изменилось и после подписания в 2014 году соглашения о евроинтеграции между РМ и ЕС. Благодаря Зоне свободной торговли с ЕС и таможенным льготам Молдова смогла резко увеличить свой товарооборот с Евросоюзом и получить от него значительную помощь по разным социально-экономическим программам. Но реформы, прописанные в соглашении о евроинтеграции, продвигались медленно. Более того, после весьма сомнительной отмены результатов выборов мэра Кишинёва отношения между Молдовой и ЕС стали осложняться. Поэтому не стоит удивляться, что после парламентских выборов в феврале 2019 года Евросоюз и США поддержали коалиционное соглашение между партиями PAS Майи Санду, Платформы DA Андрея Нэстасе (блок ACUM) и ПСРМ Игоря Додона с целью восстановить демократические основы и правовое гос-во в РМ.

Дальнейшие события известны. Нарушение президентом И.Додоном и ПСРМ коалиционного соглашения с блоком ACUM, отставка правительства Майи Санду и установление полного контроля И. Додона над правительством и парламентом. Затем односторонняя ориентация Додона и социалистов на Россию, при этом чисто формальное продолжение курса на евроинтеграцию. В итоге победа М. Санду на президентских выборах и начало развития острого политического кризиса.

Судя по всем прогнозам на неизбежным досрочных выборах в парламент победу ,как и на президентских выборах, должны одержать проевропейские силы. От Додона и пророссийских социалистов им достанется тяжёлое наследство: тяжелейшее социально-экономическое положение в стране, весьма осложнённое коронавирусной пандемией. Именно решением этим проблем .а также началом реальной борьбы с коррупцией придётся в первую очередь заняться после выборов новому парламенту и правительству Молдовы.

Но вопросы внешнеполитической ориентации РМ никуда не исчезнут.  Конечно нет практически никакого сомнения в том, что руководство Молдовы продолжит курс на евроинтеграцию и начнёт проводить реальные политические и юридические реформы, включая борьбу с коррупцией, необходимые для сближения с ЕС и получения от него необходимой помощи для развития страны. Но встаёт также вопрос о будущих отношениях Молдовы с Россией в период очень серьёзного ухудшения отношений Москвы с Брюсселем и Вашингтоном.

Россия — это страна, которая вооружает и финансирует сепаратистов в Приднестровье и держит там незаконно свою военную группировку ОГРВ. Это страна, которая не оказывает никакой помощи Молдове, но в тоже время постоянно пытается наказать её за непокорность таможенными санкциями и эмбарго на эспорт в РФ молдавских фруктов, овощей и вина. Это страна, которая 6 лет назад совершила агрессию с аннексией против соседнего дружественного Молдове гос-ва Украина. 

Некоторые горячие головы в Кишинёве требуют, по примеру Украины рвать все отношения с авторитарным кремлёвским режимом. Но при этом они не учитывают определённую экономическую зависимость РМ от РФ,  хоть она с годами постоянно снижается. Но по-прежнему Молдова нуждается с российском рынке для сбыта немалой части своей сельхозпродукции. По- прежнему Молдова зависима от поставок российского газа. В России продолжают работать сотни тысяч молдавских гастарбайтеров. А в Молдове значительная часть граждан, и не только русскоязычное меньшинство, настроены пока пророссийски. Напомню, что на последних президентских выборах за прокремлёвскую марионетку Додона проголосовало более 40% избирателей. Да и приднестровскую проблему без российского участия никак не решишь. Даже Евросоюз, несмотря на постоянные нарушения Кремлём минских соглашений по Украине, грубейшие нарушения прав человека, кибератаки и антиевропейскую агитацию, продолжает сохранять с Россией торгово-экономические и гуманитарные связи, продолжает политический диалог на разных уровнях.

Какие же рекомендации можно дать президенту и будущему правительству РМ по поводу  российско-молдавских отношений?

Во-первых, конечно, ни в коем случае не рвать их и не замораживать. Продолжать развивать взаимовыгодные отношения в области экономики, внешней торговли, культуры, здравоохранения, науки и других областях. Но в области внешней политики вести эти отношения только на равноправной основе, не поддаваясь никаком диктату и давлению. Сокращать внешнеэкономические связи и торговлю с Россией только в случае повторения и усиления антимолдавских таможенных ограничений и запретов под надуманными предлогами якобы низкого качества молдавских фруктов, овощей и вин. В случае продолжения ведения Россией политики с позиции силы путём санкций, угроз и шантажа отвечать той же политикой, как принято сейчас говорить ассиметрично.  Как? Вводить жёсткие ограничительные меры против российского воинского контингента, незаконно расположенного на территории Молдовы (Приднестровье).

Молдове есть кому, кроме России, продавать свою сельхозпродукцию, поставкам газа из России тоже есть уже альтернатива в виде газа из Европы по трубопроводам через Румынию и Украину. Молдова не обязана платить навязанный ей долг в 7,5 млрд долларов за газ, потреблённый халявщиками из Приднестровского региона. Любой международный арбитражный суд подтвердит это. У Молдовы имеются многие возможности, которыми она до сих пор не пользовалась, для оказания при поддержке Украины экономического давления на тираспольских марионеток Кремля, чтобы прекратить постоянные уступки и заставить их наконец начать обсуждать главный вопрос -политический статус региона в составе Молдовы. Достаточно для начала резко ограничить поставки горючего для военной техники незаконной «армии ПМР» и нелегитимной ОГРВ, а также прекратить полёты через Кишинёвский аэропорт тираспольских чиновников и силовиков. К прокремлевским масс-медиа в Кишинёве, ведущим антимолдавскую пропаганду, а фактически информационную войну, можно начать применять меры, похожие на те, которые применяются в странах Прибалтики и в Украине. Но применять все эти крайние меры нужно только в качестве адекватного ответа на российские угрозы и провокации. Необходимо при этом усилить разъяснительную работу среди русскоязычного населения Молдовы, включая  население Приднестровья и Гагаузии, что европейская интеграция и борьба с коррупцией и казнокрадством по-европейски выгодна всем гражданам РМ независимо от этнического происхождения и родного языка. В случае улучшения экономического положения и повышения жизненного уровня населения сепаратистские и пророссийские настроения начнут постепенно идти на спад. И продолжать интенсивно налаживать добрососедские отношения с Румынией и Украиной. Только при таком подходе возможно дальнейшее сближение и сотрудничество Молдовы с европейскими и другими развитыми демократическими странами мира.