Аналитика и комментарии

Назад

Наталья Морарь. Ответ на публикацию Виктора Дораша "Концепция судебной реформы Натальи Морарь".

Для более конструктивной дискуссии готова совместно с моими коллегами и соратниками организовать круглый стол и пояснить все тонкости и нюансы реформы. Ещё раз повторю - это каркас, на котором будет надстроена вся система.
Наталья Морарь. Ответ на публикацию Виктора Дораша

Чтобы описать от начала до конца всю судебную реформу, надо потратить 2-3 суток. И то, в процессе многое надо будет долакировывать, доработать. В 12-минутный ролик невозможно впихнуть тысячу тонкостей и нюансов. Поэтому всегда будет возможность спросить: а почему так, а это упустили, а чем это отличается от того, а почему это будет работать? Само наличие вопросов и сомнений не означает, что на них нет ответов.

Например, по 1 этапу. Кто и как будет оценивать? Есть дело Петренко, дело Петика, дело Болбочану, дело Платона, где судьи выносили заведомо неправосудные решения, которые были в последующем отменены судами, и люди признаны невиновными. Бенефициаром этих решений известно кто был. Здесь была задействована большая группа судей - начиная от судей по уголовному преследованию, заканчивая пленумом Высшей Судебной Палаты. Минимум 30 человек. Решение об отмене выборов в Кишиневе - очевидно неправосудное решение. У всего общества есть консенсус по этому поводу, не говоря уже о юристах. Решение о снятии Таубер за плацинды. Решение о законности снятия партии Шанс с выборов по решению Чрезвычайной комиссии. И таких знаковых решений за период независимости - сотни. Но мы не можем всех наказать, поэтому выбираются знаковые. Только по делу Петренко было задействовано более 10 судей, во всех этих решениях был нарушен здравый смысл, не говоря уже о букве и духе закона. В этом и смысл заведомости. Далее, я указала, что следствие по таким делам должно занять не более 3 месяцев. После передачи в суд, оно может рассматриваться какое-то время, но не должно быть затянуто. Сама передача в суд дел на судей будет свидетельствовать, что каста неприкасаемых за политически мотивированные решения уже несёт ответственность и наступила новая эра. Ну а предположение, что у нас прокуратура не в порядке, вызывает улыбку.

Дисциплинарная комиссия, состоящая из иностранцев, не подчиняется иностранцам! Она вообще никому не подчиняется. Есть не связанные с Молдовой люди, не связанные друг с другом люди, обладающие огромной компетенцией в отправлении правосудия и приходящие к консенсусу в отношении оценки того или иного решения молдавского судьи. Каждый из них выбран случайно комиссией, которую трудно заподозрить в согласованности.

Абсолютно неправильный вывод о совпадении механизма выбора с ВСМ. Видимо автор не знаком с механизмом формирования ВСМ.

 Я не собираюсь создавать ещё один дисциплинарный орган - я собираюсь упразднить предыдущий и создать новый, по другим принципам. Вывод о замене плохих на хороших в моей реформе говорит о невнимательности или нежелании читать. Я говорю о привлечении к ответственности действующих и бывших судей за совершенные знаковые преступления. Заметьте - и бывших, что раскрывает цель неминуемости наказания за публично совершенные преступления. Другой нюанс - ограниченность по количественному составу. В основном в 50 войдут бывшие судьи, что нарушает ваше предположение о смене плохих на хороших. И далее - многие плохие останутся, потому что 95% судей брали взятки. Но реалии диктуют своё - всех не уволишь и их не кем заменить. Поэтому придется работать с теми , кто есть. Но при этом им будут созданы такие рамки, за которые им будет трудно выйти. Это не значит, что злоупотребления полностью исчезнут. Нет, они будут. Но это будет исключение, а не правило.

Главное, о чём умолчал автор - это предоставление судебной системе полной независимости от политического влияния, изменение ментальности судей, предоставление огромных полномочий по устранению злоупотреблений со стороны госаппарата.

Для более конструктивной дискуссии готова совместно с моими коллегами и соратниками организовать круглый стол и пояснить все тонкости и нюансы реформы. Ещё раз повторю - это каркас, на котором будет надстроена вся система.

И ещё, строить аналогии между комиссиями приветинга и ветинга и предлагаемой дисциплинарной комиссией значит абсолютно не понимать разницы в структуре и механизмах работы данных образований. В комиссиях ветинга и преветинга от иностранных участников мало что зависит. Они связаны материалами, которые им представляет СИБ, Центр по борьбе с коррупцией, Прокуратура и полиция. То есть власть! У них нет других материалов. Зачастую эти материалы сфальсифицированы. В нашем же случае работают совершенно иные механизмы. Подобное сравнение приводит к ошибочным выводам.