Аналитика и комментарии
НазадОчередная годовщина Бендерской трагедии 1992 года

19 июня исполнилась 32-ая годовщина начала боёв за город Бендеры между молдавской армией и полицией с одной стороны и приднестровскими незаконными вооружёнными формированиями сепаратистов с другой стороны.В никем непризнанной олигархической ПМР такие годовщины регулярно отмечаются целым рядом мемориальных мероприятий: Возложение венков к могилам погибших,выступления лидеров сепаратизма с обвинениями в адрес "румыно-фашистских агрессоров",школьные уроки "гражданско-патриотического воспитания" с приглашением приднестровских ветеранов вооружённого конфликта и т.д. Жителям региона постоянно внушается мысль,что "ПМР"-это якобы независимое,суверенное государство,на которое 32 года назад напали молдо-румынские националисты-русофобы и совершили многочисленные военные преступления.
Я в те годы жил в Тирасполе и в качестве журналиста западных, молдавских и российских независимых СМИ был тогда свидетелем трагических событий, происходивших в Бендерах и Левобережье Молдовы, которые я описывал в своих статьях и репортажах. Не буду останавливаться на всей истории образования сепаратистской ПМР и связанного с этим вооружённого конфликта. Расскажу лишь о главных боях в Бендерах, которые начались 19 июня 1992 года и закончились с подписанием российско- молдавского мирного соглашения в Москве 21июля того же года между президентами Ельциным и Снегуром . Затем в зону безопасности вдоль Днестра были введены российские миротворческие силы, а к ним добавлены миротворцы из Молдовы и Приднестровья.
Начнём с самого начала развития событий в Бендерах. Ситуация и до 19 июня была неспокойной .В городе существовало двоевластие. Городские органы власти и милиция подчинялись приднестровским властям, а комиссариат полиции подчинялся молдавским властям в Кишинёве. Постоянно происходили вооружённые стычки между двумя сторонами конфликта. Но российские провокаторы и их марионетки в Тирасполе решили разжечь конфликт на полную мощность
Утром 19 июня майор приднестровской гвардии И. Ермаков получил задание доставить в Тирасполь пропагандистские листовки, отпечатанные в Бендерской типографии. Ермаков был удивлён, поскольку этим ранее занимались гражданские лица, но поехал с водителем и двумя гвардейцами в Бендеры. В это время в полицию поступил анонимный телефонный звонок. В нем неизвестный человек сообщил, что якобы приднестровские военные готовят вооружённую провокацию в районе типографии, которая находится в непосредственной близости от здания полиции. Когда Ермаков прибыл на машине к зданию типографии, к нему подошли молдавские полицейские и потребовали сдать оружие. Ермаков сдал оружие без всякого сопротивления и был задержан вместе с водителем. В это время по группе полицейских с Ермаковым неожиданно неизвестными был открыт массивный огонь из огнестрельного оружия. Полицейские с задержанным Ермаковым были вынуждены укрыться в здании комиссариата полиции. Но огонь с применением миномётов, пулемётов и гранатомётов продолжался и по зданию полиции.(Позже после возвращения из Кишинёва в Тирасполь Ермаков мне и другим журналистам говорил о своей уверенности в том, что его подставили свои же)
Начались телефонные переговоры комиссара полиции В.Гуслякова с руководством города во главе с председателем горсовета В.Когутом, а затем с командиром всех вооружённых формирований Приднестровья Ш.Кицаком . Обе стороны выступили за прекращение огня. Но главный организатор нападения на комиссариат полиции, командир 2-ого батальона гвардии полковник Костенко почему то не выходил на связь и продолжал обстрел комиссариата. Очевидно он выполнял приказы других начальников. В итоге комиссар Гусляков был вынужден обратиться за помощью к министру МВД РМ К.Анточу и в город были направлены воинские части армии, полиции,а также вооружённые волонтёры из ближних молдавских сёл. Так началась бендерская трагедия. В ход ,помимо стрелкового оружия, пошла артиллерия и бронетехника. Вооружённый конфликт распространился на многие другие районы города, особенно в районе здания горсовета и штаба бендерской гвардии. Командир бендерской гвардии Костенко отказался выполнять приказы И.Смирнова и Ш.Кицака о прекращении огня.
Мирное население города вынуждено было эвакуироваться из Бендер в сторону Кишинёва и Тирасполя. Спорадические столкновения и перестрелки продолжались вплоть до заключения мирного соглашения и ввода миротворцев. Я вместе с другими зарубежными журналистами неоднократно ходил по обе стороны фронта, беседовал как с командирами приднестровской гвардии, казаков и ополченцев, так и с комиссарами Бендерской полиции и командирами ОПОНа (Отряды полиции особого назначения).
Какова же была роль в этих кровавых событиях 14-ой российской армии и её командования? Командующий армией генерал Неткачев соблюдал относительный нейтралитет. У него был приказ из Москвы не передавать сепаратистам оружие. Но всё же часть российского вооружения, включая стрелковое оружие и бронетехнику ,была захвачена гвардейцами и казаками. В этом им помогала глава т.н. "женского забасткома" Андреева. В конце июня в Тирасполь тайно прибыл будущий командующий 14-ой армии генерал Лебедь. Он взял командование армией в свои руки и привёл её в боевую готовность. Артиллерия и ракетные установки российской армии ударили по позициям молдавской армии в районе села Кицканы Слободзейского района, в Гербовецком лесу и Суворовской горы. Кроме того, генерал Лебедь на пресс-конференции выступил с открытыми угрозами в адрес руководства Молдовы и угрожал двинуть российские танки на Кишинёв. Это означало прямое вмешательство России во внутренний конфликт в Молдове.
В итоге президент РМ М.Снегур 21.07.1992 года подписал в Москве с президентом РФ Б.Ельциным мирное соглашение https://mid.gospmr.org/ru/sGv
Это соглашение наконец то положило конец кровопролитию на берегах Днестра. Но в то же время оно имело определённое негативное влияние на положение в Молдове. Этим соглашением конфликт был только заморожен, но не решён. Республика Молдова фактически была расколота на две части. Самозванная и нелегитимная "ПМР" продолжила своё существование. 14 росармия, преобразованная в ОГРВ(Ограниченная группировка российских войск) продолжила своё незаконное пребывание на территории Молдовы, хотя в мирном соглашении предусматривается её постепенный вывод, а Россия неоднократно в Стамбульской и других декларациях обещала вывести свои войска из Молдовы. Требование о выводе российской группировки принимала и Генассамблея ООН. Кремль пытается обосновать сохранение этой фактически оккупационной группировки необходимостью охраны огромных складов вооружений в селе Колбасное Рыбницкого района. Незаконная группировка ОГРВ состоит в основном из жителей Приднестровья, имеющих российское гражданство. Она обеспечивает снабжение и ротацию миротворческих сил РФ, хотя делается это в нарушение мирного соглашения между Молдовой и Россией.
Особенно показательна судьба главного виновника бойни в Бендерах, командира батальона гвардии полковника Костенко. Он был арестован российскими военными и содержался в подвале российской военной комендатуры под командованием полковника М.Бергмана. Затем Костенко был отправлен под охраной якобы для проведения следственного эксперимента в левобережном селе возле границы с Украиной. Там якобы машина военной комендатуры была обстреляна неизвестными. Двое охранников были ранены и срочно отправлены в Россию, Костенко якобы был убит, его труп вместе с машиной сожжён. Супругу Костенко на опознание трупа не допустили. Анализ ДНК не провели. После "убийства" Костенко его живым видели снова в камере российской комендатуры. А затем его очевидно тайно отправили в Москву. Всё это наводит на мысль, что кровавый комбат был агентом российской спецслужбы ФСБ и по её заданию спровоцировал кровопролитие в Бендерах. При этом до сих пор кремлёвская и тираспольская пропаганда всю вину за бендерскую трагедию возлагают на Молдову, а также ложно приписывают молдавским военным и полицейским некие военные преступления(расстрел в Бендерах выпускного класса, стрельбу по детскому садику, румынские мины ловушки, замаскированные под детские игрушки и т.д.) Про массовые военные преступления, совершённые российской военщиной более 30 лет назад в Чечне, а теперь в Украине, крёмлёвский и тираспольский агитпроп естественно умалчивают.