Аналитика и комментарии
НазадПлан Козака и гагаузский сепаратизм

В «гагаузском» случае администрация Путина успешно эксплуатировала ненависть влиятельной на юге страны группы гагаузских экстремистов к центральным властям Молдовы. В начале 1990-х, запугивая гагаузское население угрозой скорого объединения Молдовы с Румынией, Россия толкнула комратских лидеров на создание сепаратистских структур власти, надежно охраняемых частями советской армии. Попытки молдавских властей подавить мятеж, хотя и привели к задержанию некоторых его лидеров (С.Топал, М.Кендигелян, И.Бургуджи), не имели успеха.
На протяжении нескольких лет сепаратисты «Гагаузской республики», создавшие собственные «органы власти» и «силовые структуры», надеясь кто на помощь Кремля, а кто на поддержку Турции, упорствовали в своем неприятии законных властей Молдовы. И только разъяснение турецкого президента С.Демиреля, которое он сделал во время визита в Молдову, о том, что Турция готова поддерживать социально-экономическое и культурное развитие южных районов Молдовы, но не будет защищать сепаратистов, заставило в конце концов Комрат постепенно признать реалии и вернуться в правовое поле Молдовы. 23 декабря 1994 г. было создано Автономное Территориальное Образование Гагауз Ери. Спустя несколько месяцев, к июлю 1995 г. были окончательно ликвидированы незаконные структуры власти в южных районах страны и ситуация там постепенно стала нормализовываться.
Однако проигравшая группировка экстремистов (С.Топал, М.Кендигелян, И.Бургуджи и прочие) не смирились с поражением и все время вели ожесточенную антимолдавскую и пророссийскую пропаганду, разжигая среди гагаузов сепаратистские настроения и ненависть к руководству Молдовы. Но если первому башкану, Г.Табунщику, обладавшим солидным административным опытом, еще удавалось держать их в узде, то с приходом в 1999 г. его преемника Д.Кройтора, оказавшегося слабым и нерешительным управленцем, они резко активизировались и стали быстро собирать сторонников с целью устранения власти Молдовы в регионе. В 2002 г. из-за этого молдавским властям пришлось силой подавлять готовившийся ими мятеж, а И.Бургуджи и некоторые его сторонники были в очередной раз задержаны. В.Воронин вернул на место башкана Г.Табунщика вместо провалившегося Д.Кройтора и тот несколько лет довольно успешно держал под контролем местных экстремистов. Именно тогда родился на свет «план Козака». Но при власти Г.Табунщика, отличавшегося решительным и самоуверенным характером, попытки реализовать этот «план» в гагаузских условиях были невозможны.
Однако с приходом на место башкана М.Формузала, и ранее известного как активный сторонник Кремля, в южных районах снова стали набирать обороты сепаратистские настроения. Активизировались при М.Формузале и связи Комрата с Кремлем и Тирасполем. Последний стал, как и в первой половине 1990-х, координирующим центром для комратских экстремистов, по-прежнему уповавших на отделение от Молдовы.
Явно по команде московских дирижеров, начавших операцию «Новороссия» в начале 2014 г., чтобы сорвать подписание соглашения об ассоциации Украины с ЕС, синхронно с этим администрация М.Формузала организовала 2 февраля 2014 г. в Молдове антиконституционный «референдум» о векторе внешней политики Молдовы. Экстремистские группировки юга страны тогда при помощи России пытались угрожать центральным властям Молдовы провозглашением «независимости». А несколько позже, когда Кремль организовал сепаратистский мятеж в восточных областях Украины, установили с ними контакты. В 2015 г. мандат М.Формузала завершился и на смену ему пришла более прагматичная И.Влах, не допускающая, по крайней мере, агрессивно пророссийских высказываний, как это делал ее предшественник. Но при ней российская агентура превратила южные районы Молдовы в источник пополнения сепаратистских банд в Донбассе, почти открыто вербуя там желающих повоевать с законными властями Украины. Только оперативные действия украинских спецслужб в 2015-2016 гг. помешали тогда сепаратистам юга Одесской области (там тоже разыгрывалась «гагаузско-болгарская» карта) сомкнуть свои усилия со своими гагаузскими единомышленниками.
Таким образом, мы видим, как Кремль снова, как в 2003 г., когда он пытался протолкнуть «план Козака» играет на настроениях нацменьшинств, настраивая их против законной власти как Молдовы, так и Украины. Хотя ныне «план Козака» формально отодвинут в сторону даже Додоном, но его принципы продолжают применяться Кремлем. Тот факт, что впоследствии Козак был возвращен на место вице-премьера РФ и занимает этот пост и в настоящий момент, стимулируя сепаратистские настроения на востоке Украины – лишнее подтверждение этому. А это значит, что при «воскресшем» Д.Козаке Молдову и особенно Украину ждут новые попытки экономического и политического давления, с целью принудить снова идти в российской упряжке.
Задача молдавских и украинских властей в этой ситуации – тщательно изучить методы Кремля и лично Козака, которые он применяет в своей деятельности, и найти способы эффективного противодействия этому. Только так мы положим конец новым попыткам России воссоздать СССР и вернуть нас в прошлое.