Аналитика и комментарии

Назад

Sputnik Молдова поучает премьер-министра Молдовы

Sputnik Молдова: «Мы, конечно, понимаем, что премьер Молдовы Дорин Речан по образованию юрист и даже неким образом экономист, но быть таким профаном в истории, сидя на такой должности, все же не позволительно.
Sputnik Молдова поучает премьер-министра Молдовы

"Нейтралитет не защитит тебя, если на тебя едет танк" — этот его пассаж разбивается вдребезги даже при наличии приличного даже не университетского, а школьного образования.

▪️Именно нейтралитет спас от огромных жертв и разрушений в годы Второй мировой войны такие страны как Швейцария, Швеция, Португалия и даже Турцию с Испанией. Надо учить матчасть».

Комментарий

Трудно спорить с выдающимися историками в штатском, работающим в Sputnik Молдова. Спорить не будем. Но проведем некоторые факты для размышлений. А читатели пусть сами решают, что спасло во время войны Швейцарию, Испанию и Швецию.

Испания

Испания официально не участвовала во Второй мировой войне. Несмотря на идеологическую близость, в частности, разделение антикоммунизма и антисоветизма держав Оси, испанский каудильо генерал Франсиско Франко был против непосредственного участия страны в войне. В знак признания помощи, полученной от Германии и Италии во время гражданской войны в Испании, режим Франко оказывал им материальную и военную поддержку, в том числе разрешив добровольцам воевать против СССР.

Хотя испанский каудильо Франсиско Франко не вступил во Вторую мировую войну на стороне оси, он разрешил добровольцам вступить в немецкую армию при условии, что они будут воевать против большевизма (советского коммунизма) на Восточном фронте

Несмотря на нехватку ресурсов, франкистская Испания поставляла некоторые стратегические материалы в Германию. Между двумя странами была заключена серия секретных соглашений. Основным ресурсом, поставляемым Мадридом, была вольфрамовая руда с принадлежащих Германии шахт в Испании. Вольфрам был необходим Германии для её передовой прецизионной инженерии и, следовательно, для производства вооружений. Несмотря на попытки союзников скупить все доступные запасы, которые упали в цене, и дипломатические усилия повлиять на Испанию, поставки в Германию продолжались до августа 1944 года.

Помимо вольфрамита Испания поставляла Германии и другие минералы: железную руду, цинк, свинец и ртуть. Испания также выступала в качестве проводника для поставки товаров из Южной Америки, например, промышленных алмазов и платины. После войны были получены доказательства о значительных сделках с золотом между Германией и Испанией, которые прекратились только в мае 1945 года. Считалось, что золото было получено в результате разграбления оккупированных земель.

Военная разведка нацистов Абвер могла активно работать в Испании и Испанском Марокко, часто в сотрудничестве с националистическим правительством. Гибралтар был главной мишенью для шпионажа, диверсий и саботажа, для чего использовались антибритански настроенные испанские рабочие. Одна из таких атак произошла в июне 1943 года, когда несколько взрывов вызвали пожар на верфи

Швеция

«Строжайший нейтралитет»в Швеции  приобрёл прогерманские оттенки.

 Шведская служба безопасности тесно сотрудничала с гестапо, куда передавались чёрные списки «неблагонадёжных» шведов, информация о деятельности коммунистической партии Швеции и советского посольства. Штаб сухопутных войск Швеции в течение всей войны снабжал германского атташе в Стокгольме секретными сведениями. 28 октября 1941 года король Густав V отправил Адольфу Гитлеру письмо с одобрением «крестового похода» против большевизма.

Экономические и торговые связи Швеции и Германии во время Второй мировой войны процветали. 20 декабря 1941 года был заключён шведско-германский торговый договор, важнейшее место в котором занимала стратегическая военная продукция. Прежде всего, это касалось поставок высококачественной железной руды и знаменитых шарикоподшипников концерна SKF, а также станков, целлюлозы, электрооборудования, ферросплавов, лесоматериалов, продовольствия, зенитных пушек. К 1942 году 70% шведской внешней торговли приходилось на страны Оси, а к 1944 году – почти 80%.

Швеция не ограничилась исключительно экономическими связями с Германией. Политика уступок включала в себя и военное сотрудничество. Вопиющим нарушением нейтралитета стал пропуск через свою территорию 163-й немецкой пехотной дивизии генерала Эрвина Энгельбрехта в полном вооружении. С 25 июня по 12 июля 1941 года части этой дивизии передислоцировали из Норвегии в Финляндию для нападения на Советский Союз. Впоследствии десятки тысяч солдат вермахта уезжали через Швецию в отпуска из Норвегии в Германию и возвращались обратно, воздушное пространство королевства регулярно использовалось люфтваффе, через территориальные воды Швеции шли немецкие военные корабли.

Швейцария

Армия Швейцарии имела милиционную систему комплектования: практически всё взрослое мужское население страны регулярно призывалось на краткосрочные военные сборы, а в случае войны могло быть в течение двух суток полностью отмобилизовано.

Такая быстрота была обусловлена как небольшими размерами страны (от 150 км до 300 км), так и правилом, по которому лёгкое стрелковое вооружение хранилось не в арсеналах, а у швейцарцев дома.

2 сентября 1939 года в стране началось проведение мобилизации, и уже 4 сентября численность вооружённых сил была доведена до 430 000 человек.

Боевые столкновения в воздухе в 1940 году. План «Танненбаум»

До середины 1940 года обстановка на границе была сравнительно спокойная. Однако 10 мая 1940 года началось вторжение вермахта во Францию, и резко возросло количество нарушений воздушной границы Швейцарии французскими и немецкими самолётами. К тому же, если до мая 1940 года швейцарские истребители не встречали сопротивления, выпровождая нарушителей со своей территории или принуждая их к посадке, то с началом активных боевых действий на земле немецкие лётчики стали вести себя более агрессивно в воздухе.

4 июня 1940 года швейцарские ВВС сбивают два немецких Bf.110[11]. В этот же день одинокий He.111 выманивает 12 швейцарских истребителей на территорию Франции, где они попадают под удар 28 немецких истребителей Bf.110C из II./ZG1. Однако швейцарцы в завязавшемся бою, потеряв один свой самолёт, сумели подбить два истребителя и бомбардировщик противника, после чего вернулись в своё воздушное пространство.

5 июня 1940 года немецкое правительство передаёт Швейцарии ноту протеста относительно данного инцидента, а 8 июня 1940 года в качестве ответной меры был организован налёт группы бомбардировщиков He-111Н (KG1) при сопровождении уже 32 Bf.110C (из II./ZG76) на швейцарскую территорию. После атаки на патрульный C-35 швейцарцы поднимают в воздух 12 Bf.109E, и, потеряв один самолёт, сбивают три истребителя люфтваффе.

После этого в беседе с журналистами Гитлер выражает личную обеспокоенность данными лётными происшествиями. Особенно расстроило фюрера то, что немецкие самолёты уничтожались техникой, построенной в Германии.

16 июня 1940 года 10 немецких диверсантов безуспешно пытаются провести акцию на одном из швейцарских аэродромов.

17 июня 1940 года Франция прекращает сопротивление, и в этот же день подразделения 29-й пехотной дивизии вермахта выходят на швейцарскую границу в районе Ду (Doubs). Швейцарские лётчики получают приказ не атаковать нарушителей, если они идут менее, чем по три самолёта.

Однако 19 июня Швейцария получает вторую дипломатическую ноту относительно происшедших столкновений, в которой содержится уже открытая угроза:

    Правительство Рейха не намерено больше тратить слова, но будет защищать германские интересы иными способами, если подобные события произойдут в будущем.

После этого Главнокомандующий Вооружёнными силами Швейцарии издаёт приказ, запрещающий перехват любых самолётов над территорией Швейцарии, и в тот же день: Оперативный приказ № 10, предусматривающий развёртывание швейцарских войск для отражения возможного нападения со стороны Германии и Италии.

С другой стороны, 26 июля 1940 года командованием сухопутных сил Германии был принят план операции «Танненбаум», согласно которому 12-я армия генерал-фельдмаршала Вильгельма Листа силами одного горнострелкового и трёх пехотных корпусов должна была осуществить захват Швейцарии в течение 2-3 дней:

    В «день Икс», установленный ОКХ, 12-я армия должна перейти швейцарскую границу на широком фронте, разгромить противостоящие немецким войскам швейцарские силы, возможно быстрее овладеть столицей Берном и его индустриальным районом, центром военной промышленности в районе Золотурна, Люцерном и индустриальным Цюрихским районом, а затем захватить остальные районы сферы германских интересов[13].

Национальный Редут

Основная статья: Швейцарский Редут

Против 10 швейцарских пехотных дивизий было сосредоточено 2 горнострелковые, 6 танковых и моторизованных, 8 пехотных дивизий вермахта. Причём любой из танковых полков немцев имел на своём вооружении танков минимум в три раза больше, чем вся швейцарская армия. Исходя из соотношения сил, было очевидно, что в классическом сражении швейцарцы не смогут достаточно долго противостоять вермахту в случае нападения: только что капитулировавшая Франция это подтверждала.

В этих условиях командующим швейцарской армией генералом Анри Гизаном была предложена концепция организации обороны, получившая название «Национальный Редут», или просто Редут.

Согласно этой концепции, задачей вооружённых сил Швейцарии была не оборона границ страны, а создание ситуации, в которой оккупация Швейцарии представлялась бы противнику слишком дорогостоящим и даже не имеющим смысла предприятием.

С этой целью линия обороны заранее переносилась с равнин в горы, где спешно строились многочисленные фортификационные сооружения, способные противостоять пехоте и танкам противника. Горные дороги и тоннели минировались и подготавливались к взрывам. Командованию и личному составу всех частей и подразделений доводилось, что с момента начала боевых действий они должны оборонять свои участки, больше невзирая ни на какие приказы о прекращении сопротивления.

Таким образом, любой противник, вторгшийся в страну, в результате столкнулся бы с задачей установления контроля над обширными горными районами с полностью разрушенной инфраструктурой, где держали бы оборону многочисленные полупартизанские формирования.

С другой стороны, в то же время швейцарское правительство демонстрировало готовность прийти к разумному компромиссу: соглашению, дающему некоторые преимущества окружившим со всех сторон Швейцарию странам Оси, и в то же время не умаляющему суверенитет и нейтралитет Швейцарии.

Компромисс

Несмотря на имеющуюся напряжённость в отношениях, Швейцария очевидно была полезнее для Германии в качестве партнёра, чем в качестве врага.

Из четырёх альпийских горных проходов, являвшихся наиболее короткими путями между Германией и Италией, три (Сен-Готард, Лёчберг и Симплон) находились на территории Швейцарии и лишь один (Бреннер) — на территории присоединённой к Германии Австрии. Разрушение швейцарцами этих транспортных путей сделало бы сообщение между главными членами «Оси» более дорогим и уязвимым.

Кроме того, бойкотирование нацистов большинством развитых стран мира сказывалось на экономике Германии: в частности, возникла сложность в конвертировании рейхсмарки как мировой валюты.

Таким образом, появились условия для соглашения между Швейцарией и Германией, которое и было заключено в августе 1940 года. По этому соглашению Швейцария предоставляла режим наибольшего благоприятствия для транзита немецких грузов (в том числе и военных) через свою территорию, обязалась продавать Германии золото и другие драгоценные металлы за рейхсмарки.

Вскоре после заключения этого соглашения немецкая 12-я армия была перенаправлена для участия в операциях в Норвегии, на Балканах, а также против Советского Союза.