Аналитика и комментарии

Назад

Украина-Молдова: российская угроза как лекарство от ревности

В последнее время в отношениях между Украиной и Молдовой было немало мелких неприятностей.
Украина-Молдова: российская угроза как лекарство от ревности

С одной стороны, официальный Киев с ревностью отнесся к успехам Кишинева в деле европейской интеграции, хотя здесь присутствовал и субъективный фактор: меньший размер страны и потребность ЕС в демонстрации успехов "Восточного партнерства" сыграли нашим юго-западным соседям на руку. Впрочем, это дело прошлых лет.

С другой - власти Молдовы прибегала к дискриминации украинских товаров, в частности продуктов питания, что не способствовало взаимопониманию. Напомню, что значительная часть промышленного потенциала Молдовы сосредоточена на территории самопровозглашенной ПМР, а продажа собственной продукции сельского хозяйства имеет для Кишинева стратегическое значение.

На этом перечень проблемных моментов отнюдь не заканчивается.

Стремление Украины использовать гидроресурсы Днестра для производства электроэнергии выступает раздражителем для Молдовы.

Однако во время февральского визита правительственной делегации Молдовы во главе с премьер-министром Павлом Филиппом в Киев была подписана Дорожная карта развития отношений в 2017 году. Украина и Молдова договорились о привлечении к проблематике создания Днестровского гидроузла представителей Европейской комиссии. Похоже, без третейского судьи здесь не обойтись.

Правительственную делегацию Молдовы в Киеве принимали максимально дружелюбно, с Павлом Филиппом, в частности, встретился Петр Порошенко. Был продемонстрирован интерес к завершению демаркации украинской-молдавской границы, совместному контролю пограничных переходов (и контроль над границей с Приднестровьем), развитию взаимовыгодных отношений между нашими странами.

А главное - договоренности подтверждают приверженность европейской интеграции, на чем надо остановиться отдельно.

Осенью 2016 президентом Молдовы был избран Игорь Додона. Лидер молдавских социалистов за публичные "крымские" реверансы успел побывать в Украине персоной нон грата, однако после вступления в должность запрет на въезд в Украину для него снята.

Однако неофициально украинские дипломаты говорят о том, что готовы будут принять в Киеве Додона разве что после публичных извинений за его заявления. Тот не спешит извиняться, но активно демонстрирует заинтересованность в развитии отношений с Россией, то проводя переговоры на территории ПМР с ее новым лидером Вадимом Красносельским, то поддерживая план федерализации Молдовы, который Россия продвигает с 2003 года (так называемый "меморандум Козака»).

Додон инициировал проведение в конце сентября всенародного референдума, на котором граждане Молдовы должны высказаться за роспуск парламента и уменьшение количества депутатов из 101 до 71. Победа на прошлогодних выборах позволяет Додону надеяться на позитивные для него результаты, что также позволит ему усилить давление на правящую проевропейскую коалицию.

Наблюдается интересная картина.

С одной стороны, Украина является одним из гарантов мирного урегулирования в Приднестровье, с другой - этот регион вызывает беспокойство наших спецслужб и военных.

Российские власти практически не скрывают, что выступают за федерализацию Молдовы (в последнее время - устами Игоря Додона) с дальнейшими планами распространить эту модель на Украину. Соответственно, российские инициативы по реинтеграции Молдовы для официального Киева неприемлемы.

Между тем молдавский политикум продолжает страдать от последствий банковского скандала, ведь исчезновение 1 миллиарда евро из ведущих банковских учреждений для небольшой страны - серьезное испытание. Обвинительный приговор бывшему премьеру Владу Филату не слишком разрядил ситуацию, проевропейские политики Молдовы получили мощный удар по имиджу, и победа Додона фактически была предопределена. Во всяком случае, говорят, что самый влиятельный политик Молдовы Влад Плахотнюк не слишком сопротивлялся избранию лидера социалистов.

Буквально на прошлой неделе украинские и молдавские правоохранители разоблачили группу злоумышленников, готовивших покушение на Плахотнюка. Следы злоумышленников, по мнению представителей молдавской прокуратуры, ведут в Москву. Такой расклад сил свидетельствует, что в России не прочь убрать с молдавской шахматной доски сильнейшего игрока, чтобы снова попытаться спровоцировать беспорядки в Кишиневе.

Такие протесты делают реальными реализацию "плана Додона" - предложенного президентом референдума о перераспределении властных полномочий в стране.

Украина вполне могла бы поделиться опытом противостояния гибридной агрессии, который накопила в течение последних лет, в обмен на технологии диалога с непризнанными территориями, который Молдова ведет уже на протяжении более чем 20 лет.

Фактор Фемиды играет важную роль в украинском-молдавских отношениях. Например, на территории соседнего государства осужден несколько человек, воевавших на Донбассе на стороне сепаратистов. Молдавская Фемида продолжает удерживать судью Днепровского суда Киева Николая Чауса, к которому есть претензии в НАБУ и который был задержан в Молдове. Украина передала Молдове прошлого года бизнесмена Вячеслава Платона, которого на родине обвиняют в масштабных сделках.

Это означает, что в деликатных вопросах наши страны находят общий язык.

Основой для развития взаимоотношений может стать и зона свободной торговли ГУАМ, о которой недавно объявили в Киеве премьер-министры четырех стран, образовавших эту организацию.

Экономика Молдовы находится в том состоянии, когда даже Украина, переживающая не лучшие времена, может позволить себе шаги навстречу, которые должны быть оценены должным образом.

Залог развития двусторонних отношений Киева и Кишинева - отказ от безосновательной ревности, осознание наличия общего противника (Россия является таковой для проевропейской части молдавского истеблишмента) и поиск общих экономических интересов.

Это не слишком сложный, но вполне действенный рецепт сближения Киева и Кишинева, которым логично координировать свою евроинтеграцию и поддерживать добрососедские отношения.