Аналитика и комментарии

Назад

Выборы 2024 в Молдове. Анализ с позиции рядового избирателя.

Вопрос о едином кандидате на выборах Президента, это вопрос о разделе власти после выборов в парламент в 2025 году
Выборы 2024 в Молдове. Анализ с позиции рядового избирателя.

Идея единого кандидата, как завязка интриги нынешней кампании.

Начиная с конца прошлого года, в среде оппозиции, очень активно обсуждалась идея единого кандидата, который должен противостоять Майи Санду. Однако, при данных условиях идея единого кандидата изначально была обречена на провал. Почему?

1. В чем суть идеи единого кандидата.

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим то, как понимается проблема единого кандидата в молдавской оппозиции. Она понимается просто и состоит из двух пунктов.

Единый кандидат, это кандидат, который позволит выиграть выборы у  Санду.

Единый кандидат должен быть «хорошим» и «честным» потому, что команда PAS, эти «хорошие» люди на самом деле это плохие люди.

Но. Выдвижение единого кандидата, чисто технически, требует договоренности между партиями.

О чем?

Молдавские политики очень активно критикуют друг друга. Однако, политического различия между ними нет. Программные установки, на которых стоят эти партии, практически одинаковы. Последнее принципиальное различие, которое существовало между партиями, было отличие по вопросу европейской интеграции. С тех пор как все партии (кроме шористов)признали европейскую интеграцию и это различие исчезло.

Тогда, о чем могут договариваться партии, выдвигая единого кандидата? В развитых странах, партии, создавая коалицию, договариваются о программе совместных действий. И эти договоренности публичны и доступны широкой аудитории.

Но в Молдове, обсуждая проблему единого кандидата, партии, ни разу не пытались обсудить какую-либо программу совместных действий.

Программа единого кандидата, задачи, которые он должен решить, не просто вторичны. Они никому не интересны. По крайней мере, никто из кандидатов не говорит о программе преобразования и развития страны.

Кроме, Н. Морарь, которая, сделала заявку на представление программы.  И даже представила определенные, относительно связные, соображения о судебной реформе и борьбе с коррупцией. Тем не менее, и она, в основном сосредоточенна на традиционных темах молдавских оппозиционеров.  Это бесконечные разговоры о том, как власть довела страну до ручки и как люди власти воруют.

Тогда, о чем должны были договариваться партии, выдвигая единого кандидата, если программа развития никого предметно не интересует?

Смотрим ситуацию. Президент Молдовы обладает ограниченными полномочиями.

Его власть больше символическая и идеологическая. Президент Молдовы может продвигать определенные приоритеты развития, ставя задачи перед Парламентом и Правительством, продвигать идеи в общественное сознание.

Именно этим занят нынешний Президент. Правда, продвигает он только одну идею - европейской интеграции. Но предполагается, что европейская интеграция будет способствовать развитию страны. Таким образом, в понимании Президента, евроинтеграция совпадает с программой развития страны. Так это или не так другой вопрос. Важно, что это некая программа.

В таком случае, получается, что единственный кандидат, который продвигает развитие страны, это нынешний Президент. А оппозиции нечего возразить. Поскольку с идей европейской интеграции они согласны и другой идеи у них нет.

Попытка оспорить эту идею есть. Правда все сводится к одному тезису – нужно строить Европу дома. Ключевой вопрос как? Что именно нужно сделать, чтобы в Молдове была Европа?

По этому вопросу, все партии хранят гордое молчание.

Тем более, что ответное возражение от М. Санду так же звучит логично. Чем быстрее мы интегрируемся, тем быстрее здесь будет Европа. И премьер, и лидеры PAS не раз утверждали, что они согласны с тезисом – строим Европу дома. И здесь нет различия между властью и оппозицией.

Правда никто не видит этого строительства, кроме косметического благоустройства Кишинева и личного благоустройства граждан Молдовы по формуле – евроремонт.

Однако, Президент может обладать и реальной властью. Но реальную власть у него только в том случае, если есть опора в Парламенте в виде партии, контролирующей большинство.

Вопрос о едином кандидате — это вопрос о разделе власти.

Партия, которая выдвинула бы кандидата, который стал бы единым кандидатом, получила бы решающее преимущество на выборах в следующем году. В случае, если единый кандидат, станет Президентом, его поддержка, да еще недавно победившего на выборах, многое значит для успеха коалиции единого кандидата на парламентских выборах.

То есть. Вопрос о едином кандидате на выборах Президента, это вопрос о разделе власти после выборов в парламент в 2025 году.

Однако, сегодня из партий, находящихся в оппозиции к М. Санду, только ПСРМ обладает большой долей в парламенте. И только ПСРМ, в первую очередь может увеличить свою долю в парламенте.

Соответственно, поддержка единого кандидата коалицией, в которой участвует ПСРМ, дает преимущество в первую очередь именно ПСРМ. То же самое будет, если кандидат будет непосредственно от ПСРМ. Поэтому, инициатива в вопросе о едином кандидате, об условиях объединения партий должна исходить от ПСРМ.

И действительно, инициатива идет от ПСРМ, которая предложила Александра Стояногло.  Программной основой такого выдвижения, как уже было сказано, является простая идея отстранения Санду от власти. Как уже было сказано, ПСРМ получает преимущество. А остальные партии? Они ничего не получают.

В таких условиях, интерес других партий в поддержке единого кандидата резко падает.  Поскольку для ПСРМ единый кандидат выгоден, политтехнологи ПСРМ, судя по всему, решили создать единого кандидата без договоренности с остальными оппозиционными партиями.

Схема проста.  ПСРМ выдвигает "независимого" кандидата и заявляет его в качестве единого. При той электоральной поддержке, что обладает ПСРМ и тех проблемах, с которыми сталкивается действующий Президент в общественном мнении, вероятность выхода кандидата ПСРМ, то есть "единого", во второй тур высока.

Соответственно, все оппозиционные партии, в той мере, в какой они критикуют действующею власть, становятся партией поддержки "единого" кандидата, а по существу кандидата ПСРМ.

То есть. ПСРМ рассчитывает усилить свою власть в парламенте без договоренности с другими партиями оппозиции.

А если кандидат ПСРМ не сможет выиграть у действующего Президента? ПСРМ ничего не теряет и в этом случае.

А так ли уж хочет оппозиция выиграть выборы Президента?

На самом деле Майя Санду в качестве Президента устраивает оппозицию и в первую очередь ПСРМ.  На прошлых выборах, левые в лице ПСРМ и партии Рената Усатого, фактически сыграли в пользу Санду.

За все время правления PAS, реальной критики действий властей не было. В основном то, о чем говорилось выше – бесконечные утверждения о беспределе и воровстве.

Поэтому, верно было бы другое утверждение. ПСРМ не устраивает не сама М. Санду на посту Президента, а то, что оппозиция не может участвовать во власти, соответственно не получает свою долю бенефиции от этого участия.

Если на выборах 2025 года, удастся отстранить PAS от власти и М. Санду будет вынуждена опираться в парламенте на другие партии, в том числе и на ПСРМ, это был бы идеальный вариант для оппозиции.

Будет ли это достигнуто за счет роста электорального успеха ПСРМ, или за счет того, что М. Санду, под давлением, которое на нее непрерывно оказывают, дистанцируется от PAS, не имеет значение. Результат будет тот же.

Фактически ПСРМ вернет ситуацию к формуле 2018 года, когда она делила власть с М. Санду после бегства Плахотнюка. Только в обратной конфигурации. Теперь М. Санду Президент, а        

И. Додон управляет оппозицией, а в случае успеха на выборах 2025 будет управлять парламентом.

От перемены мест слагаемых сумма не меняется. PAS у власти мы уже видели. ПСРМ у власти то же видели. Поэтому в стране вряд ли что изменится. Единственное, что изменится, скорее всего, так это внешняя политика. Она станет более сбалансированной.

P.S. Может ли что-то изменить вхождение в парламент партий, которые возглавляют Ион Чебан, Ренато Усатый, Ион Кику? Пока трудно сказать. Но тема для размышлений интересная. В будущем намерен к ней вернуться.