Европейский союз

Назад

Брюссельский саммит: реверансы и реалии

Историческая встреча на самом высоком уровне не должна успокаивать и убаюкивать
Брюссельский саммит: реверансы и реалии

О таких событиях, как 22-й саммит Украина–ЕС, который состоялся 6 октября в Брюсселе, принято говорить – «войдет в историю». Как справедливо отметил во время итоговой пресс-конференции президент Европейского совета Шарль Мишель – встреча с Украиной стала первым «физическим» саммитом с участием страны-партнера с начала коронавирусного локдауна, и уже сам этот факт знаковый, поскольку свидетельствует о том, какое значение придает Евросоюз развитию партнерства с Украиной.

ВАЖНЫЙ ПОЗИТИВ

Главные выводы саммита вошли в Совместное заявление, которое было обнародовано сразу после встречи ЕС–Украина.

Этот документ расставил политические акценты. В частности, Евросоюз подтвердил желание развивать взаимовыгодные отношения с Украиной на основе Соглашения об ассоциации и УВЗСТ (Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли между Украиной и ЕС), с уважением к общим ценностям и фундаментальным правам. Европейская сторона еще раз подчеркнула непоколебимую поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины. Наконец европейцы признали стремление Украины к евроинтеграции и приветствовали ее европейский выбор.

Украина со своей стороны подтвердила решимость продолжать внутренние реформы, неизменность курса на европейскую интеграцию, стремление развивать политическую ассоциацию и экономическую интеграцию с ЕС и готовность принимать участие в ключевых программах ЕС – «Зеленом соглашении», цифровой трансформации или борьбе с климатическими изменениями. Украина представила свое видение относительно дальнейшего развития и «осовременивания» Соглашения об Ассоциации и встретила поддержку со стороны европейских лидеров.

На двустороннем уровне стороны согласовали позиции вокруг важных договоренностей, в частности в сфере цифрового развития, воздушного сообщения, в торговле и в усилиях по приближению к так называемому «промышленному безвизу» между Украиной и ЕС, который должен шире открыть европейские рынки для украинской продукции. Для обеих сторон важными стали вопросы энергетической безопасности, в частности интеграции европейского и украинского рынков газа и электроэнергии.

Стороны обсудили актуальные вопросы внешней политики и региональной безопасности, в которых для Украины особенно важной остается устойчивая политика ЕС относительно непризнания незаконной аннексии Крыма и Севастополя, продление секторальных санкций против России и ограничительные меры против отдельных ее должностных лиц за угрозы или попытки подорвать суверенитет и территориальную целостность Украины.

Очевидно, что украинской делегации и лично Президенту Владимиру Зеленскому было важно услышать от европейских партнеров слова поддержки усилий Украины по прекращению огня на востоке.

«Европейские партнеры, – сказал Зеленский, – высоко оценили наши усилия на пути к миру, а также активную и конструктивную позицию Украины в Нормандском формате. Вместе с партнерами мы в очередной раз призвали Россию обеспечить выполнение Минских договоренностей. Я получил заверения, что санкции Европы будут действовать до полного восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины».

Действительно, гораздо лучше слышать о санкциях «до победного конца», чем о том, что они будут продолжаться до полной имплементации Россией пусть важных, но рамочных Минских договоренностей.

И это была не единственная новация во время этого саммита.

НОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Еще одной «прорывной» новостью в безопасностном блоке стала готовность европейской стороны поддержать создание международной «Крымской платформы», относительно которой 23 сентября Президент Зеленский говорил во время выступления на Генассамблее ООН. Этот документ, если к нему присоединится Евросоюз, его отдельные страны-члены и другие демократии Запада, может стать мощным инструментом для обсуждения проблем деоккупации, ответственности России за грубое нарушение международного права, защиты прав человека на оккупированных территориях и прекращения репрессий оккупационных властей против крымских татар, украинцев и других сообществ и территории полуострова.

Пандемия коронавируса принесла экономический кризис и изменила не только характер двусторонних отношений, но и сам стиль жизни. Украинская сторона получила два важных послания: во-первых, ничто не угрожает выстраданному безвизу с ЕС для граждан Украины, и, во-вторых, как только эпидемиологическая ситуация стабилизируется, взаимные поездки граждан ЕС и Украины будут, как и раньше, возобновлены в полном объеме.

В условиях пандемии именно Евросоюз подставил свое дружественное плечо Украине, которая страдала от недостатка буквально всего - от защитных масок до противоэпидемической одежды для врачей. Украина немедленно получила от ЕС 190 миллионов евро на поддержку медицинского сектора и на закупку защитного оборудования, впоследствии ЕС открыл для Украины кредитную линию макрофинансовой помощи в объеме 1,2 млрд евро, которая будет иметь спасительный эффект для экономики и сохранения рабочих мест.

На полях саммита Украина и ЕС заключили шесть новых финансовых соглашений на общую сумму € 390 миллионов, которые будут способствовать «зеленой» и цифровой трансформации Украины, укреплению регионов, особенно тех, которые страдают от войны, повышению устойчивости страны в гибридных угроз, развитию гражданского общества и его институтов.

ЭМОЦИИ И ЭКСПРОМТЫ

Когда журналисты во время пресс-конференции спросили о реформировании антикоррупционных институтов и сомнительных решениях в этом контексте, Владимир Зеленский без всяких пауз выдал «полный пакет» информации – и о НАБУ, и о САП, и о Конституционном суде вместе с судебной реформой и квалификационными отборочными комиссиями.

«Мы знаем с вами, что сегодня в руководстве НАБУ есть господин Сытник. Имеет ли влияние на него Президент? Все очень просто. Вы как журналист можете позвонить господину Сытнику и спросить его. Я думаю, что он вам даст откровенный ответ", - сказал Зеленский.

Президент Европейского совета Шарль Мишель говорил о борьбе с коррупцией и широком и многогранном сотрудничестве Украины и ЕС.

«Наше партнерство с Украиной основано на общих демократических ценностях, на верховенстве права. Важно приложить все усилия, чтобы поддержать борьбу с коррупцией. В Украине существует для этого институциональная архитектура. В рамках диалога у нас была возможность объяснить принципы, которые являются для нас ключевыми. Прежде всего – это принцип независимости, очень важный, чтобы гарантировать эффективную борьбу с коррупцией. Второй принцип – это эффективность, что означает конкретные результаты, а также правовая определенность», – сказал Шарль Мишель.

Он отметил, что во время саммита европейская сторона воспользовалась возможностью обсудить эти вопросы в деталях с Президентом Украины и его командой – в том числе относительно решения Конституционного суда и дискуссии в Верховной Раде.

«Мы имели возможность вполне прозрачно обменяться взглядами относительно текущей ситуации. Отношения между ЕС и Украиной основаны на доверии и уверенности. Исходя из этого, у нас была возможность быть откровенными, была хорошая дискуссия вокруг достигнутого прогресса, а также относительно работы, которую все еще необходимо выполнить», – добавил президент Европейского совета.

Третьим участником пресс-конференции был высокий представитель ЕС Жозеп Боррель, который представлял на саммите президента Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен, которая пошла на «вирусную» самоизоляцию за день до саммита. Впрочем, это обстоятельство не спасло его от язвительных вопросов прессы относительно озвученного в Киеве крылатого высказывания о том, что «ЕС – не банкомат». Реакция на этот вопрос была живой.

«Вы не должны выносить эти слова из контекста. Это выражение, которое довольно часто используется здесь, в Брюсселе, относительно бюджетной помощи. Помощь, которую мы предоставляем Украине, не безусловна. Мы не действуем на условиях благотворительности. Мы это делаем, потому что это в наших собственных интересах – помочь Украине в развитии и быть свободной, богатой и защищенной страной. Это цель нашей помощи, и она обусловлена реформами, достижением тех целей, которые мы разделяем», – отметил высокий представитель ЕС.

ЗА КУЛИСАМИ

Перед любой важной встречей или событием евроинституты организовывают бэкграунд-брифинги, то есть встречи журналистов с экспертами, которые проводятся «не под запись», а чтобы представители прессы лучше понимали суть и смысл предстоящего события. Поэтому когда где-то в информагентстве или в другом издании вы видите ссылку на анонимный «источник», – это, скорее всего, именно тот случай. Ведь во время такого общения журналисты могут задавать любые вопросы и получать любые ответы при едином условии - не посылаться на официальное лицо, которое дает комментарий. Не удивительно, что на таких встречах можно услышать больше, чем на официальных мероприятиях.

22-й саммит Украина-ЕС не стал исключением. Официальный представитель Евросоюза, который, по понятным причинам, останется неназванным, во время общения перед встречей на самом высоком уровне напомнил о контексте двусторонних отношений.

В частности о том, что Меморандум о взаимопонимании относительно макрофинансовой помощи Украине предусматривает принятие дополнений к закону о судебной реформе с учетом рекомендаций Венецианской комиссии.

Выполнение закона о национальной безопасности остается одним из главных вызовов двусторонних отношений, в частности из-за недостаточного прогресса в реформе Службы безопасности Украины, которая, по мнению европейца, должна быть лишена присущих «нормальной» спецслужбе судебных и следственных полномочий.

У ЕС есть определенные опасения относительно независимости и отбора кадров для НАБУ, САП и Высшего антикоррупционного суда.

Представитель ЕС напомнил, что предыдущий генеральный прокурор, который внедрял реформы, был отправлен в отставку, и европейская сторона еще только должна убедиться, что его преемник остается преданным повестке дня реформ всей системы прокурорского надзора в Украине.

«Вообще, Украину можно сравнить с наполовину наполненным стаканом. Если взглянуть на усилия, - стакан наполовину полон. Институты созданы, законодательство принимается, провозглашаются реформы. Но стакан выглядит наполовину пустым, когда вы смотрите на конкретные результаты, например, на количество людей, которые были привлечены к ответственности за коррупцию или попали за это за решетку. Если сравнить это с тем, что действительно происходит в Украине, – ситуация достаточно тяжелая», - сказал представитель ЕС.

Европейцы - искренни в своих намерениях относительно Украины. Они были абсолютно откровенны, когда во время итоговой пресс-конференции говорили о том, что поражены реформаторскими усилиями молодой «зеленой» команды. И были правы, когда утверждали, что Украину и ЕС на этом этапе объединяют общие ценности.

Не менее важно, чтобы украинские чиновники не воспринимали такую оценку как данность, как мантру, как дань дипломатическому этикету. Европейцы искренни с нами, потому что рассчитывают на такую же искренность с нашей стороны и реформ в Украине.

22-й саммит Украина-ЕС хоть и стал историческим событием, но не может быть поводом для успокоения или убаюкивания себя чувством собственной значимости. Это сигнал к пробуждению. Ведь ставка в этой игре слишком высока - судьба страны. Каждого из нас.

Дмитрий Шкурко, БРЮССЕЛЬ

Фото: Офис Президента