Новости

Назад

Русский генерал в сердцах гагаузского народа

Свою жизнь Инзов, как сейчас принято говорить, сделал сам, и вся она была отдана отечеству, России, но не оставил он без внимания, и гагаузский , и болгарский народы, которым в тот момент, помощь была жизненно необходима. Он заслужил светлой, долгой памяти


Умудрённые опытом, и убелённые сединами старцы подчеркивали: «Человек жив до тех пор, пока он находится в сердцах людей».

Не правда ли, слова просты, а сколько в них простора, для полёта мысли. Оказывается можно быть живым лишь физически, а можно жить доброй памятью в сердцах людей и быть живее всех живых.

Благодарные потомки всегда чтят и помнят тех, кто своей любовью к народу начертал, неизгладимый, след в его жизни. Одной из таких значимых фигур, для народов Буджака, является Иван Никитич Инзов.

Существует мнение, что Инзов был незаконным сыном тогдашнего наследника престола великого князя Павла Петровича, в будущем — императора Павла - 1(в таком случае Павел стал отцом в 14-летнем возрасте). К князю Ю. Н. Трубецкому, жившему в своём имении в Пензенской губернии, приехал старый его друг — граф Я. А. Брюс и привёз с собой маленького мальчика. Граф горячо и настойчиво просил князя оставить ребёнка у себя и дать ему самое лучшее образование и воспитание, не беспокоясь о затратах. Дальнейшая участь мальчика князя не должна волновать, так как она заранее обеспечена. Я. А. Брюс не рассказал, кто этот ребёнок, объяснив, что сможет раскрыть тайну только перед смертью. Граф вскоре скончался, князь Трубецкой так и не узнал ничего о происхождении ребёнка, которого, выполняя просьбу старого друга, он воспитывал вместе со своими детьми, не делая каких-либо различий.

Когда Инзову исполнилось 17, Екатерина II дала распоряжение о выделении юноше большой суммы денег и принятии его на службу в Сумской легковесный полк. Службу он начал кадетом в 1785 году, участвовал в турецком, польском и итальянском походах; в 1805 году был дежурным генералом армии Кутузова.

В конце ХIV в. народы Балканского полуострова поработила Турецкая Порта. На долгие пять веков, здесь установился жестокий оккупационный режим, вызывавший не менее ожесточённое сопротивление. Но силы были неравны. И всё чаще взоры болгар, гагаузов, других народов Балкан направлялись в сторону единоверной России, сумевшей избавиться от татарского владычества на своей земле. Особенно такие тенденции усилились после того, как в состав Московского государства вошла Малороссия (Украина) после подписания Малоярославского договора. Не остались в стороне и балканские народы, об их готовности сражаться вместе с русскими войсками против Турции, говорят многие свидетельства.

Столкнувшись с выходцами из-за Дуная еще в годы русско-турецкой войны 1806-1812 гг., И. Н. Инзов, - боевой генерал русской армии, Герой Отечественной войны 1812 г., приложил настойчивые усилия к тому, чтобы устроить переселенцев в Бессарабии. Именно после его обстоятельного доклада царю в марте 1819 г. Александр I принял решение об устройстве болгар и гагаузов в Бессарабии на условиях, обещанных им Н.И.Кутузовым в апреле 1811 г

.М.И.Кутузов, став главнокомандующим Дунайской армии, в апреле 1811 г. обратился к желающим переселиться в Россию с заявлением, в котором им были обещаны для поселения свободные земли, избранные самими поселенцами, защита от действий местных помещиков, освобождение от податей и повинностей на несколько лет..

Будучи Председателем Попечительного комитета, до середины 40-х гг., И.Н. Инзов постоянно вникал в жизнь переселенцев, добивался для них материальной помощи в трудное время, занимался вопросами обустройства колонистских поселений, создания в них церковно-приходских школ, строительства церквей, разработал инструкцию о сельских приказах, уделял особое внимание управлению колониями.

О том, каким генерал Инзов был человеком в общении с окружающими его людьми, рассказывает А. С. Пушкин, которого приютил Иван Никитич, у себя, как опального поэта. Несколько позднее Пушкин в «Воображаемом разговоре с Александром 1» писал об Инзове: «Генерал Инзов добрый и почтенный старик, он русский в душе… Он доверяет благородству чувств потому, что сам имеет чувства благородные». Такие слова от опального поэта дорогого стоят. И последние слова, о благородстве, говорят о том, что задунайские переселенцы, были теми людьми, которым он доверял.

Они проявили, свою любовь к нему и благородство, не только в дни его жизни, но и после его смерти, и свидетельством тому, такие трогательные вопоминания: « Всю дорогу от Одессы до Болграда, около двухсот километров, гроб с телом И. Н. Инзова не везли на катафалке, а люди несли на своих плечах, сменяя друг друга на ходу. Массивный катафалк, который тащила четвёрка лошадей, задействован был только в минуты отдыха, после чего процессия продолжала свой путь. От ворот кладбищенской ограды до самой усыпальницы, последние метры, люди, нёсшие гроб, передвигались на коленях».

«…И гроб в пыли белёсой
к Болграду на руках
несли аж из Одессы!
Все триста вёрст.
Вот так.»
Феликс Чуев.

Свою жизнь Инзов, как сейчас принято говорить, сделал сам, и вся она была отдана отечеству, России, но не оставил он без внимания, и гагаузский , и болгарский народы, которым в тот момент, помощь была жизненно необходима. Он заслужил светлой, долгой памяти.

Исполнительный Комитет АТО Гагаузия (Гагауз Ери), на одном из своих совещаний уже внёс предложение: «За заслуги перед народами Буджака, установить памятник Ивану Никитичу Инзову, в столице Гагаузской автономии, городе Комрат». Конечно же, это работа не одного дня, однако это и будет дань уважения народов Буджака, к деятельности этого поистине великого человека.



edingagauz.com