Общество

Назад

Владимир Хотиняну: «Трансплантация органов – коллективный труд, где один хирург - в поле не воин».

Владимир Хотиняну: «Трансплантация органов –  коллективный труд, где один хирург - в поле не воин».

​ Недавно в нашей стране завершился проект по поддержке Агентства трансплантации органов и тканей Республики Молдова, профинансированный Евросоюзом на сумму в 1,2 миллиона евро, и реализуемый франко-испанским консорциумом.

Советник-резидент проекта Патриция Санчес Рико отметила, что он преследовал цель усовершенствовать в нашей стране систему пересадки человеческих органов и тканей,

укрепить республиканское Агентство трансплантации, улучшить институциональную и правовую базы, обеспечить стандарты качества и повысить знания и навыки хирургов-трансплантологов.

С 2011 года гражданам Молдовы были проведены 72 пересадки почек и 42 операции по трансплантации печени. Операции выполнены как в Молдове, так и в других странах ЕС. На сегодняшний день 70 человек ожидают пересадки печени, 37 - пересадки почек, 116 - трансплантации роговицы глаза и 3 - трансплантации сердца.

В прошлом году донорами органов стали всего восемь пациентов, находящихся в состоянии смерти мозга.

О том, над чем сейчас работают молдавские хирурги, рассказывает доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Академии наук РМ, председатель парламентской комиссии по культуре, образованию, науке, молодежи, спорту и СМИ - Владимир Хотиняну.

- Г-н Хотиняну, вторая кафедра хирургии Молдавского медицинского университета - центр трансплантации печени внашей республике. Пересадка органов и тканей – очень серьезная и затратная область медицины. Расскажите, пожалуйста, как финансируется научная и практическаяработа кафедры, каковы ее оснащение и кадры.

- В нашем здравоохранении идет трудный переходный период от системы Семашко к системе Бисмарка, то есть - к страховой медицине. Были сложности с финансированием,потом положение улучшилось, и население получило доступ к ней.

В мировой медицине в конце 20-го - начале 21-го века произошла большая технологическая революция, особенно в малоинвазивной хирургии, кардиохирургии, хирургии легких и трансплантологии. Эти направления постепенно начали развиваться и в Молдове. Мы сильно отставали, но в 2000 году совершили рывок: клиника была разделена - открылось отделение хирургии печени и поджелудочной железы, был подготовлен персонал, появилась возможность концентрациипрофильных больных в едином месте. Занимаясь лечением пациентов централизованно, мы получили возможность успешно решать определенные спецификой задачи. Организованные отделения абдоминальной, эндокринной хирургии, отделение колопроктологии, септической абдоминальной хирургии и стали клинической базой кафедры хирургии №2.

Много времени потребовалось для того, чтобы прийти к трансплантации печени. Более 15 лет велась подготовкаврачей в европейских центрах, в Румынии и России. Очень важно было оснастить клинику современной медицинской техникой. Благодаря этому, в 2013 году группа хирурговосуществила первую в нашей стране операцию по пересадке печени. С учетом обстоятельств, Молдова может позволить себе дорогостоящее оборудование только в одном медицинском центре. Кроме того, важны статистические показатели интенсивности оперирования: 10 пересадок на миллион населения - это средний коэффициент. В республике, имеющей 3 миллиона жителей, должны выполняться 25-30 пересадок органов в год. Если мы разделим эти операции на несколько центров, то не получим необходимого опыта и, соответственно, необходимых результатов.

- Кто финансирует эти операции?

- Государство. На основании разработанной для этой областимедицины национальной правительственной программы, государство профинансировало и покупку оборудования, и строительство нового здания операционного блока и интенсивной терапии Республиканской клиническойбольницы, без чего мы не смогли бы сегодня работать. Также, что общеизвестно, мы получили помощь от Евросоюза - в рамках его проекта по поддержке отечественного Агентства трансплантации органов и тканей.

- Господин Хотиняну, какими собственными научными успехами может похвалиться вторая кафедра хирургии, над чем сегодня работают врачи, и какие новые уникальные операции планируются?

- Сейчас на кафедре развиваются несколько направлений. Организована лаборатория реконструктивной хирургии, которая финансируется Академией наук, то есть, хирургииповторных операций, устраняющих неудачи предыдущих вмешательств на поджелудочной железе, печени, желудке, тонкой кишке, толстой кишке и многих других, как мы их называем, нозологических единицах. Второе направление - хирургия опухолей поджелудочной железы, третье - опухолей печени. Также мы занимаемся эндокринной хирургией, в том числе, лапароскопическим удалением опухолей надпочечников, которое более функционально, чем классическое хирургическое лечение. Неспецифические заболевания толстой кишки - болезнь Крона и неспецифический язвенный колит- новое научное направление кафедры. Эти болезни, пожалуй, длявысокоразвитых индустриальных стран - почти эпидемия. К примеру, в Великобритании они - огромная проблема. В последние годы и у нас, к несчастью, также увеличивается количество подобных пациентов, но пока не имеет эпидемиологического тренда.

- Господин профессор, есть ли авторские научные разработки у молдавских хирургов?

- Да, к примеру, очень важное для нас направление работы –патология гепато-дуодено-панкреатической зоны,развивающаяся на фоне дуоденостаза. В первую очередь, это -расширение общего желчного протока - мегахоледох.Молдавские хирурги начали заниматься этой проблемой в начале 90-х годов, предложили для ее решения метод трансекции (перерезание холедоха) и разработали реконструктивную операцию холедоха путем его соединения трансплантатом из тощей кишки.

Часто нам говорят: «Зачем хирургам заниматься алкоголиками?» Конечно, большая часть подобных пациентов страдает этими болезнями из-за злоупотребления спиртными напитками. Но есть и другие первопричины:врожденные и приобретенные аномалии, медикаментозная реакция. Тогда мы были пионерами в этом направлении, сегодня метод распространен во всем мире. Жаль, что чаще всего уже прооперированным больным приходится говорить следующее: «Будешь пить - погибнешь!». Но это - следующая тема разговора.

- Что говорит молдавская статистика о заболеваниях, связанных с алкоголизмом?

- В общей статистике заболеваний панкреатиты занимают 4-5% , но у 70% больных болезнь возникает из-за злоупотребления алкоголем. Есть такой грешок у нашего народа, однако, согласно мировой статистике, алкоголем сейчас злоупотребляют повсеместно, к сожалению.

- Господин профессор, как начинающий молодой врач может попасть в команду ваших специалистов?

- Освоить все необходимые уровни образования: резидентуру, программа которой хорошо структурирована и включает в себя стажировку во всех уникальных клиниках в области хирургии печени и поджелудочной железы, эндокринной хирургии. Кстати, это необязательно делать именно у нас, в Молдове. Кроме этого - проходить ежегодный тренинг в «Зимних чтениях» («Lectura de iarna»), которые мы проводимвот уже 13 лет - по аналогии со знаменитыми «Пироговскими чтениями» советского периода.

Совершенно официально, приказом министра здравоохранения страны, на срок в одну рабочую неделю, на конференцию съезжаются все хирурги республики, приглашенные профессора кафедр медицинского университета читают лекции. Идет активный обмен опытом, мнениями и предложениями. В этом году основной темой чтений была тема патологии печени. Участвовали в симпозиуме ведущие специалисты из Румынии, России, Украины. Профессор Ева Гудумак и ее коллега из Москвыпрофессор Разумовский прочли лекции по проблемам врожденной детской патологии печени. На конкретных примерах продемонстрировали достижения клиники в этой области с их подробным разбором, что очень важно для наших хирургов. По итогам конференции мы определилитакже, какие хирургические задачи необходимо решать только в центре, и с какими врачи могут справляться на местах. Один из пяти дней был посвящен обмену опытом в области трансплантации печени. О своей работе рассказали хирургииз центра трансплантологии печени в Бухаресте (профессорИринел Попеску) и в Кишиневе (профессор В. Хотиняну и профессор А. Хотиняну).

На сегодняшний день пользу «Зимних чтений» для здравоохранения Молдовы трудно переоценить.

- Господин Хотиняну, что люди должны знать о трансплантации органов? Почему они до сих порнастороженно относятся к донорству?

- Во всем мире давно закрепилось убеждение в том, что донорство - благородное дело. Для наших же граждан эта тема пока - terra incognita. Разумеется, так же было и в других странах поначалу. Нашим соседям в Румынии потребовалось почти 7 лет, чтобы осознать: при наступлении гибели мозга родственника, ему помочь уже нельзя, но можно спасти жизнь другого человека, подарив ему здоровый орган.

В «Зимних чтениях» у нас был большой и очень интересный доклад о клеточной терапии и инженерии вобласти диффузной патологии печени. Это направление сейчас - мировой тренд, над которым в Молдове работает лаборатория под руководством профессора Виорела Наку. Важно понимать необходимость донорства органов, но реальность такова, что оно принципиально не может и не сможет решить все проблемы из-за количественного дефицита. А вот клеточная инженерия в состоянии решить эту проблему - органы можно выращивать! Недавно из клеток был выращен мочевой пузырь. Пока нет последующей информации об эксперименте, но это – уже прорыв. Над этимнаправлением надо работать, и мы работаем.

- А какова временная перспектива инженерного решенияпересадки органов?

- Думаю, лет 10-15 . Пока это - лишь перспектива, и она может дать и отрицательный результат. Так что, на сегодняшний день основной источник для пересадки органов- по-прежнему донорство.

- Может ли законодательство страны регламентировать эту проблему, Ваше мнение как главы парламентской комиссии по науке, образованию и культуре?

- Закон эту проблему вряд ли отрегулирует... В основе ее решения, на мой взгляд – уровень культуры и моральные ценности наших граждан. Нужно объединить усилия врачей и СМИ в просвещении людей, убеждении их в том, что ничего антирелигиозного и крамольного в трансплантации органов нет. Будучи министром, я пригласил на открытие Агентствапо трансплантации Митрополита православной епархииМолдовы, Архиепископа католической церкви и Главу - баптистской. Они благословили это святое дело помощи страждущим.

В 60-е годы трансплантология не имела бы успеха без благословления Папы Римского. В 2000 году Патриарх Румынии Теоктист благословил открытие румынского Агентства, на котором я присутствовал. Хочу подчеркнуть, что это очень важно в культурном и социальном плане для наших граждан. Человеческая жизнь - бесценна, и для ее спасения мы должны делать все, что можем - в рамкахчеловеческих ценностей и прав.

- В каких странах люди демонстрируют самую высокую гражданскую ответственность и понимание необходимостидонорства?

- Во всех. Из стран постсоветского пространства хочу привести в пример Белоруссию. Кроме операций в рамках медицинского страхования, в этой стране проводится также коммерческая пересадка органов, стоимостью около 70-80 тысяч долларов, что гораздо дешевле аналогичных операций в дальнем зарубежье. Для большого количества пациентов это- шанс на продолжение жизни.

Граждане стран Западной Европы проявляют высочайшее самосознание: в Испании, Франции и Германии в сертификатеводительского удостоверения они указывают, что являются добровольными донорами органов, пересадку которых, в случае их гибели, можно делать без согласия родственников.

- Может, и в Молдове такой вариант стал бы выходом – личное решение каждого человека?

- Возможно, но пока мы сталкиваемся с недопониманием этой проблемы и со стороны гражданского населения, и со стороны властей. Почему в 2003 году политики взяли на себя ответственность за здоровье всей нации и запретили трансплантацию органов и тканей? Например, пересадка роговицы глаза проводилась в Молдове с 60-х годовпрошлого века, а в 2003, после сфабрикованного «дела врачей», эти операции были запрещены, и тысячи людейстали слепыми инвалидами. Сегодня, благодаря республиканскому Агентству по трансплантации и доктору медицинских наук, профессору-офтальмологу Евгению Бендилику, операции по пересадке роговицы в республике возобновились. Но и теперь некоторые политики считают себя вправе тиражировать в СМИ опасные для жизни граждан страны ссылки на якобы имеющийся отказ госпитализировать больных из-за долгов в системе здравоохранения. Это уже не крамола, а настоящий криминал. И вот сельский больной, например, со стенозом привратникажелудка, думает: «зачем ехать в больницу, все равно не положат и лечить не будут?!», доведя себя таким образом до последней стадии, когда помочь ему уже нельзя. Подобнымиметодами господ политиков мы скоро выкосим всю нацию. Да, сейчас в медицине страны есть трудности с лекарствами, реактивами для аппаратуры, но они решаемы, и ни в коем случае не являются фактором для отказа в госпитализации и лечении пациентов.

- Какие еще научные и практические разработки зарубежных коллег осваивают молдавские хирурги?

- Мы кооперируемся со многими медицинскими центрамимира: перенимаем опыт у хирургов Барселоны, в частности, сотрудничаем с профессором Чарко, очень плотно работаем с профессором Института гастроэнтерологии РумынииИринелом Попеску, с Институтом Вишневского в Москве –это сам Бог велел, ведь я именно в этом институте закончиласпирантуру. Так же мы взаимодействуем и с американским Центром реконструктивной хирургии профессора Арджента - в Молдову приезжали резиденты из этого Центра, а наши сотрудники ежегодно стажируются там. География сотрудничества врачей кафедры №2 с зарубежными коллегами достаточно широка, кроме уже названных, в нее входят специалисты ближайшего соседа Молдовы – Украины, в особенности, наши давние партнеры из Одессы.

- То есть, молдавские хирурги проводят пересадку органов и тканей совершенно самостоятельно?

- Да, конечно, параллельно проходя стажировки в передовых клиниках зарубежья. Хочу обратить внимание на тот факт, что для производства высокотехнологичных операций требуетсяеще и новое, высокотехнологичное оборудование...

- Как сегодня оснащены наши клиники?

- Республиканская - хорошо.

- Сколько молдавских врачей на сегодня подготовлены к производству операций по пересадке органов и тканей?

- А много, Ольга, и не надо. У нас в бригаде, где есть и иммунологи, и анестезиологи, и реаниматологи, примерно 15 человек. Трансплантация органов – коллективный труд, гдеодин хирург - в поле не воин.

- Сколько операций по пересадке сделали непосредственно хирурги нашей страны - без коллег, приглашенных из-за рубежа?

- 15 операций по пересадке печени. У 13 пациентов не произошло отторжения нового органа, и они живут. На счету профессора Танасе в клинике нефрологии – около 20операций по трансплантации почек.

Фамилии всех больных, нуждающихся в пересадке органов или тканей, заносятся в лист ожидания. К сожалению, в связи с проблемами донорства, ожидание это весьма длительное, доживают до операций примерно 50-60% пациентов. Будет больше доноров - будет больше спасенных людей. Во всем остальном мире подобный показатель не превышает 15%.

- Господин профессор, что ждет молдавскую медицину в будущем, какие реформы отрасли срочно нужны?

- Я не считаю, что нужны реформы, все структурные обновления завершены. Сегодня идет речь о модернизации медицинской помощи. Первичная помощь в стране достаточно эффективна, со стационарной - есть проблемы. Необходимо все обдумать, учесть и определиться, сколько лечебных учреждений нужно республике, какова структура заболеваемости населения, какие специалисты и где территориально востребованы. А структура болезней очень сильно изменилась по сравнению с 20-м веком. На первое место вышли метаболические проблемы. Образ жизни наших соотечественников непосредственно влияет на их здоровье и на статистику заболеваний в стране. Все мы - врачи, граждане, СМИ - должны бороться за здоровый образ жизни и против ожирения.

- Владимир Федорович, над чем сегодня работаете лично Вы?

- Основное направление моей научной и практической работы – опухолевые заболевания печени, патология желудка и поджелудочной железы, неспецифические заболевания толстой кишки. Главная задача – улучшение методов оперативного лечения очаговых поражений этих органов.

- Господин профессор, я благодарю Вас за беседу.

- Всем желаю здоровья!

Интервью вела

Ольга Березовская.