Украина
НазадВласти повезло с оппозицией, а оппозиции повезло с заключением Тимошенко

Первое, что бросалось в глаза, – это абсолютно мирный, даже ритуальный характер акции, которая походила не на митинг «пламенной оппозиции», «борцов с преступным режимом», а на акцию повиновения.
В воздухе не чувствовалось «драйва», «запаха опасности», пьянящего «чувства толпы» (или, если угодно, чувства общности), которые обычно сопровождают такие мероприятия.
По-видимому, абсолютно не опасались провокаций или агрессии и правоохранительные органы: на улицах вдоль направления движения колонны через каждые 40–50 метров стояло по несколько милиционеров, они же, по сути, и руководили шествием, останавливая и «запуская» абсолютно покорную колонну, чтобы дать дорогу автомобильному транспорту. Абсолютно не видны были сотрудники спецподразделений милиции.
Когда начало колоны неспешно двинулось с перекрестка улиц Банковой и Институтской у ст. м «Крещатик», в ее конце еще надевали флаги на удилища, облачались в белые жилеты с символикой партии и, столпившись вокруг «старшего», записывались в некие списки. Но об этом ниже.
Второе, что обращало на себя внимание, – это состав участников митинга. Он сплошь состоял из людей средних лет, пожилых, пенсионеров и совсем юной молодежи (по возрасту – школьники выпускных классов или первокурсники). Среди них практически не было людей зрелого и продуктивного возраста (ведь не считать же таковыми нескольких народных депутатов от БЮТ и верхушку киевской «Батьківщини» и «Фронта змін»). Особенно качественный состав митинга выделялся на фоне десятков журналистов, операторов, фотографов – молодых, энергичных людей, которые сновали вдоль колонны, снимая и фотографируя ее со всех сторон.
Много было среди участников митинга и «психических» разных типов, побитых жизнью, очень бедно одетых людей, «деклассированных» элементов. Да уж, с такими революцию не сделаешь!
Обращали на себя внимание и бабушки в вышиванках, которые несли перед собой в деревянных рамочках застекленные портреты Юлии Тимошенко, как несут иконы на крестных ходах.
Еще больше шествие оппозиции напоминало похоронную процессию. Впереди медленно, как катафалк, ехал автобус с колонками, за ним шли депутаты, которые произносили в микрофон свои похожие на похоронные речи о «смерти режима» и «злочинной владе». Дальше как гроб – по нескольку человек с каждой стороны – несли огромный белый баннер со словами «Юле волю». За ними тихо, грустно шла колонна. Лозунги «Юле – волю» и «Банду геть» затихали на втором декламировании. Лишь иногда наиболее рьяные сторонницы Тимошенко (те, которые несли ее портреты), пугая окружающих, страшно и громко выкрикивали, как безутешные родственники усопших.
Сторонники оппозиции никак не отреагировали даже на центральный штаб Партии регионов, где, опасаясь народного гнева, выстроилось около шести милиционеров. Люди шли молча, и лишь одна ярая поклонница громко и резко крикнула «Мовчазни каты!». Ее с подобными выкриками поддержало еще несколько «кликуш».
А большего абсурда происходящему придавал трубач, который на повороте с улицы Липской на улицу Орлика, встав на мраморный забор, играл мелодию «Вставай, страна огромная» и иногда несколько аккордов песни «Призрачно все, в этом мире бушующем»…
Колонна, между тем, подошла к зданию суда и стала занимать его дворик. Снова выступили народные депутаты, единственными благодарными слушателями которых были те самые «верующие» бабульки. Они, слушая про ужасы «тоталитарного режима Януковича», строго поджимали губы и кивали головами.
В этот момент со стороны штаба Партии регионов пешком подошел с несколькими соратниками лидер «Фронта змін» Арсений Яценюк. Деловито осмотрев толпу, он скрылся в «междуящечном пространстве» – пошел внутрь дворика к другому корпуса суда. Там он скажет, что Высший специализированный суд – не последняя инстанция – дело Тимошенко далее рассмотрит Европейский суд по правам человека. Следует отметить, что риторика народных депутатов и других выступающих почти не касалась уголовных дел Тимошенко, суда над ней и путей ее «спасения». Вспомнив ради приличия Тимошенко, они призывали голосовать за Объединенную оппозицию. Цель – триста голосов в новой Верховной Раде.
Начался суд, народные депутаты пошли в зал суда, а сторонники Объединенной оппозиции начали откровенно скучать. Часть, рассевшись на тротуарах и газонах, начала «разговляться» припасенными помидорами и бутербродами, часть, разбившись на группки, стала обсуждать свои нехитрые бытовые проблемы и рецепты салатов. Тинэйджеры, сбившись в стайки, курили и гоготали над чем-то своим.
Единственное, что вносило разнообразие, – это страшные выкрики неутомимых старушек «Юле волю» и «Банду геть». Еще один несгибаемый поклонник, обвязавшись флагом по пожарной лестнице зачем-то залез на крышу жилого дома напротив суда, где зачем-то и остался. Его пример вдохновил двух тучных поклонниц Тимошенко средних лет повторить его подвиг. «Хочу оттуда крикнуть «Банду геть!» – объяснила свои мотивы одна из них. Они яростно вцепились в основание лестницы и попытались на нее влезть. Этот инцидент, в отличии от первого «покорения крыши», почему-то был замечен милицией, которая со смехом остановила храбриц.
После этого акция перешла в вялотекущее стояние, сторонники оппозиции разбрелись по окрестным дворикам, заняв лавки и заборчики, где стали предаваться неспешным разговорам.
Единственное, что теперь беспокоило сторонников Тимошенко – страх потерять «свою группу». Вероятно, речь шла о тех самых списках, в которые вносили возле метро. На вопрос корреспондента, зачем они их ищут, они пожимали плечами, а на вопрос, платят ли им за участие в акции, качали головой и смущенно улыбались.
И вывод, который можно сделать из сегодняшней акции – власти чертовски повезло с оппозицией, а оппозиции, в свою очередь, повезло с заключением Тимошенко.
И власть, и оппозиция могут продолжать спокойно спать, в ожидании того, когда проснется народ.