Общество

Назад

«Царская невеста» вернулась в Кишинев

Опера Римского-Корсакова «Царская невеста» снова идет на сцене Национального театра оперы и балета после тридцатилетнего перерыва. Это произведение великого мастера «могучей кучки» впервые было поставлено у нас еще в 1959 году, когда оперный театр носил имя великого Пушкина. Теперь же, при участии посольства России в Молдове, «Царская невеста» снова радует кишиневцев и гостей столицы.
«Царская невеста» вернулась в Кишинев

«Возрождение» одного из базовых творений классика русской музыки поистине стала прологом к обогащению репертуара молдавской сцены и радостью для кишиневского оперного зрителя, до сих пор "избалованного" преимущественно работами итальянских мастеров.

Спектакль поставлен на высшем уровне. Оригинальные подходы в монументальной постановке режиссера, заслуженного мастера искусств Элеоноры Константиновой органично сочетаются со стилистикой декораций и костюмами художника-постановщика Ирины Пресс, трудами хореографа Евгения Гырнеца. Эти мастера, бескорыстно преданные молдавской сцене, сумели передать драматизм и реализм сюжета, доминировавших в русской опере второй половины XIX века.
«Царская невеста» написана Римским-Корсаковым по одноименной драме Л. А. Мея в 1898 году. Работа над произведением была завершена им меньше чем за год, а первый показ на сцене состоялся в октябре 1899 года в московском театре частной оперы С. И. Мамонтова.

Действие оперы, равно как и пьесы, происходит в период царствования Ивана Грозного. Это было время, когда общепринятые устои Русского государства подвергались жесткой реорганизации. Такой крутой перелом истории искалечил не одну сотню судеб, но стал своеобразным материалом для творений более поздних эпох. Драматургу Мею, а вслед за ним и автору либретто к опере И. Ф. Тюменеву, вне всякого сомнения удалось показать один из самых драматических срезов той эпохи.

Итак, действие первое. Царский опричник Григорий Грязной влюблен в купеческую дочь Марфу Собакину, обещанную молодому боярину Ивану Лыкову. Во время пирушки, устроенной Грязным, влюбленный опричник уговаривает царского лекаря, заморского врача Бомелия продать приворотное зелье с целью подмешать Марфе, чтобы она его полюбила на всю жизнь. Интуитивный мистицизм всегда был присущ русскому творческому гению, но часто он становится злым роком для героев произведения. Читатель, зритель или слушатель, сталкиваясь с такими страстями, понимает, что, неволя чужую душу, невозможного построить собственного счастья.

На авансцену вступает любовница Грязного Любаша, которая уже давно видит, что ее «лада» к ней давно охладел. Любаша – истинный персонаж «третьей силы» в любовном треугольнике. Покинутая возлюбленная, мстящая ненавистной разлучнице, – являет дух раннего романтизма, сошедшего со страниц романов Вальтера Скотта. Он словно оживает на русской сцене.


Действие второе. Улица в Александровской слободе – знаменитое место в Москве XVII века, до сих пор ассоциирующееся с Иваном Грозным. Марфа Собакина грезит о желанном женихе Иване Лыкове. Внезапно к девушкам приближается переодетый в простое платье сам царь всея Руси в сопровождении верного Малюты Скуратова-Бельского, главы опричников. Марфу пробирает неприятный холодок от взгляда неузнанного ею Грозного – второй сигнал искушенному в драматургии зрителю о том, что трагическая развязка неизбежна.

Любаша в своем стремлении извести ненавистную Марфу соглашается на сделку с лекарем Бомелием. В обмен на яд она отдается ненавистному ей «немцу», противному девушке не только ввиду чуждого вероисповедания. Здесь и происходит драматическая кульминация всего повествования, и надрыв в судьбах героев усиливается гениальной музыкой композитора. Месть настолько захватывает Любашу, что верность своему любимому - Грязному, отходит на второй план и в итоге перестает что-либо для нее значить. Оскорбленная женская гордость вкупе с желанием мести, становится своеобразным бредом воспаленного сознания, навязчивой идеей, пагубной для всех, кого она коснется.

Действие третье. Все ощутимее над героями роль своевластного Ивана Грозного. Царь устраивает смотр знатных девиц в надежде выбрать себе невесту. В числе невольных претенденток на роль будущей жены Ивана Васильевича – Марфа Собакина. Против воли государя не пойдешь. Это понимают и отец Марфы, и жених Иван Лыков. Однако им сообщают, что царь выбрал себе в жены другую девушку, и счастливые влюбленные празднуют помолвку. Грязной, вызвавшийся быть дружкой жениха, подсыпает в бокал невесте «судьбоносное» зелье. Марфа выпивает его, и тут же болезненная тень пробегает по ее лицу. В финале появляется Малюта, объявляющий о том, что царь изменил свое решение и выбрал себе в жены именно Марфу. Несчастную девушку уводит стража, оставляя несчастных отца и жениха в растерянности и горе. Несокрушимая десница царского выбора в очередной раз обернулась трагедией для многих подданных русского царя.

Действие четвертое. Марфу поразила неведомая болезнь. Врачи и снадобья здесь бессильны. К заболевшей невесте царя приходит Грязной, уже празднующий в душе победу, ибо он считает, Марфа недужна из-за приворотного зелья, ибо поверье гласит, что, влюбляясь, человек становится слаб телом. Но все открывается, когда на авансцену входит Любаша, объявляющая своему бывшему возлюбленному, что она подменила снадобья, и Марфа выпила яд. В ярости Грязной убивает Любашу и сам сознается в своем прегрешении, требуя у Малюты самого тяжкого наказания. Марфа же, услышав, что ее любимого обрекают на казнь, как жениха девушки, выбранной царем в жены, сходит с ума и… уходит в вечность.

Опера не случайно появилась на переломе эпох. Жизненные трагедии, дух неизвестных перемен, которым уже дышала Русь эпохи Ивана Грозного, тревожно отзывались в судьбах людей. Личное все чаще переплеталось с непонятным общественным. Жизнь людей все больше зависела от прихотей и желаний властителей мира. Маленький человек стремился спрятаться, спастись в сокровенном, душевном. Но и здесь он был подконтролен внешней силе. Гений Римского-Корсакова уловил эту напряженность и тоску, беспокойство незащищенных душ. Трагизм жизни граждан молодого, набирающего силу русского государства заставил автора искать глубинные истоки этого зла – ревность, злобу, ненависть, стремление подчинить, унизить, свести со свету, продиктованные собственными загнанными внутрь страхами, неуверенностью в собственный дух и силы.

Борьба светлого и темного начал, возвышенного, общегражданского и низменного, эгоистичного, поныне остается верным спутником человечества на его пути вперед и вверх. Сегодня «Царская невеста» воспринимается, как своеобразный сигнал бедствия, обращение к современникам с призывом прекратить разрушать и объединиться в общем духовном порыве. Именно эта идея и стала главной для нынешней постановки.

Николай Костыркин. Новости-Молдова