Общество

Назад

Возвращение Мастера

В Кишинёвском государственном русском драматическом театре им. А.П. Чехова появился новый спектакль «Чужая жена и муж под кроватью» по ранней повести Ф.М. Достоевского.
Возвращение Мастера

После прочтения повести перед походом в театр, которую я достаточно подзабыл, создалось устойчивое ощущение, что этот забавный, задорный и лёгкий водевиль не потребует активной работы ума от зрителя. А конфликт и горести, а также неожиданные смешные повороты в судьбах героев, всё равно оставят зрителя в хорошем настроении. Правда уже очень давно мне не приходилось видеть на сцене по-настоящему весёлый, искромётный и умный спектакль. Однако я всё же пошёл на эту премьеру с большим интересом, потому что автором спектакля был Бэно Аксёнов, выдающийся режиссёр, актёр, который долгое время, к сожалению, был вынужден отсутствовать на нашей столичной сцене. Но в тоже время и с определённым опасением, поскольку это водевиль середины 19 века, а на дворе 21 век. Правда я и понимал, что это всё-таки повесть гениального Фёдора Михайловича Достоевского.

Но мои опасения были напрасны. Режиссёр проделал глубокий литературный разбор повести «Чужая жена и муж под кроватью» и представил на суд зрителя захватывающий, неведомый, напряжённый и такой знакомый мир Достоевского. Перед нами был не водевиль, а «необыкновенное происшествие», как сказано в афише театра, которое было сыгранно по законам настоящей трагикомедии. Угнетающая атмосфера подъезда петербургского дома царила на сцене и «маленькие люди» совершали яростные схватки с собственными, раздирающими их комплексами. Они олицетворяли собой боль, ужас, страсть такой сокрушительной остроты, что до сих пор их поступки будоражат воспоминания. И как яростен, наивен, трагичен и комичен был конфликт героев! А встать на чью-либо сторону было невозможно. Ведь «… человеку, кроме счастья, так же точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастье!» - писал Достоевский. Парадокс какой-то, вроде бы на протяжении всего спектакля грустно за героев, так что сжимается сердце, но в тоже время радостно и празднично от их похождений. И все они узнаваемы, понятны и близки. И постепенно нам становилось ясно, что всё то, что происходило на сцене, является целиком и полностью сегодняшней историей, а актёры, исполняющие различные роли это солнечные клоуны, комедианты с неутолимой трагедией в глазах, которые вломились с улицы в наш напряжённый, опасный и страшный век, чтобы напомнить о Фёдоре Михайловиче.

Режиссёр Бэно Аксёнов владеет феерическим зарядом созидательной мощи, человек – вулкан, который постоянно находит в своих постановках неожиданные решения, уйму остроумных, смешных и органичных трюков и находок. На его спектаклях скучать невозможно. Он распаляет и подпитывает желание актёров трудиться и искать, колдовать и создавать. Превосходная игра актеров захватывает зрителя с первых же минут, и они громкими аплодисментами вознаграждают исполнителей на протяжении всего действия. Жизнь на сцене бьёт ключом. Легко, изящно, с большим юмором и в тоже время трагично развиваются события. Актёры купаются и упиваются своей игрой, и это видно доставляет им большое удовольствие. Они полны позитивной, живой энергией, такой редкой в последнее время на сцене Кишинёвского театра им. Чехова. А какая заразительность, какое обаяние!

Прекрасный актёр Константин Харет завораживает своим исполнением роли Ивана Андреевича Шабрина, ревнивого, больного, нелепого и издёрганного мужа. На протяжении всего спектакля актёр держит зал в непрерывном напряжении. Его герой подвижен, энергичен, трагичен и одновременно комичен в самых обострённых предлагаемых обстоятельствах. Он сметает всё на своём пути, только бы разоблачить свою, как ему представляется, неверную жену. Удовольствие было следить за каждым движением Харета, взглядом, интонацией.

Под стать ему и отличный актёр Геннадий Бояркин, который утончённо, пылко, непосредственно, с большим комедийным настроем и с настоящей трагической экспрессией играет Ивана Ильича Творогова. Герой Бояркина изящен, лёгок, ловок, узнаваем. Он таков, будто не раз мы сталкивались с ним то на улице, то в супермаркете, то на концерте.

Чуткая, психологически подвижная актриса Марина Сташок в роли чужой жены Елизаветы, которая обнаруживает Шабрина под своей кроватью, естественно и забавно проживает минуты страданий и позора, страха и стыда. Она краснеет, бледнеет, стыдиться своего положения. Актриса увлекательно, остро и убедительно создаёт образ хрупкой, загнанной в угол жертвы.

Тонкая, стильная актриса Алла Харет-Туз в роли Глафиры Петровны Шабриной, не обращается ни к каким внешним уловкам. Похотливая, чувственная, плотская в нездоровом видении своего ревнивого мужа, она у нас на глазах, поразительно незаметно изменяется внутренне и превращается в безрассудного, беспощадного, жестокого двойника своего мужа.

Интересный актёр Дмитрий Коев в роли героя-любовника Бобоницина правдиво, смачно и весомо создаёт образ наглого, развратного, бессовестного циника. По нему, как не трудно догадаться, поклонницы сходят с ума, но он от них с ума сходить не собирается.

Сложная задача стояла перед молодым талантливым актёром Денисом Перевым сыграть старика генерала, мужа Елизаветы, под чьей кроватью спрятался Шабрин. Актёр искусно перевоплощается в дряхлого генерала и свежо, увлекательно и оригинально справляется с поставленной задачей.

Все актёры играют кроме своих основных ролей ещё и по несколько эпизодических. И это, как нам кажется, требует не только профессионализма, но и виртуозности. В актёрском ансамбле нет слабых мест. Игра актёров притягивает, и невольно начинаешь ощущать те же эмоции, что и герои спектакля. Аксёнов умеет работать с актёрами. Сам блестящий актёр, сыгравший на сцене театра свыше 180 ролей, прошедший великую школу режиссуры у нашей соотечественницы Надежды Аронецкой, московских профессоров Марии Кнебель и Павла Хомского, он умеет чутко вчитываться в страницы классической литературы и находить в них, что-то новое, неизвестное и очень близкое современному зрителю.

Удивительную музыкальную линию, придумал для спектакля превосходный музыкант Артур Аксёнов. Будоражащая, раздирающая, драматическая музыка не иллюстрирует происходящее на сцене, а рождается в больном воображении наших героев и доносит до зрителя внутренние смятения, волнения и безумия их, не менее сочно, чем звучащее слово. В этой музыкальной ленте, возникают своеобразные танцевальные миниатюры, реализованные с актёрами хореографом Мариной Сташок.

Известный сценограф Юрие Матей изобрёл метафоричное и в тоже время абстрактное пространство мрачного, бесконечно этажного дома, из которого несколько раз, внезапно, возникает эротическая спальня с широкой двухместной кроватью. Современные костюмы, подобранные Сильвией Кожокару, эффектно и элегантно смотрятся на актёрах.

Этот потрясающий, мудрый, яркий спектакль стал праздничным подарком всем тем, кто находился в зале. Криками «Браво» и долгими аплодисментами были награждены участники этой постановки. И на фоне этого большого театрального события в Молдове, всё чаще и чаще задумываешься о времени, о театре и о себе. Нагло, навязчиво набрасывается на нас массовая культура. Она развращает своей пошлостью и банальностью, лжёт своими фокусами и выкрутасами, уничтожает живое и настоящее. Главное стало форма, а не содержание. Непрофессионалы торжествуют. Театр прогибается под них! И у него есть только единственный путь – не врать, не заискивать, не соблазнять, не идти на поводу. Жизнь частенько нас обманывает, а театр не имеет на это право! Ведь он, всё ещё остаётся той трибуной, где существует возможность вглядеться и проникнуть в богатейший, таинственный внутренний мир человека. Где ещё можно понять, что же твориться в его душе, в его сердце, в его мыслях прямо сейчас, здесь на сцене. И режиссёр Бэно Аксёнов своим спектаклем «Чужая жена и муж под кроватью» по повести Фёдора Михайловича Достоевского в Кишинёвском государственном русском драматическом театре им. Чехова мастерски предоставил всем нам эту возможность.