Аналитика и комментарии

Назад

Координатор. Станет ли Влад Плахотнюк молдавским Дэн Сяопином?

Так сложилось, что в Молдове может появиться свой Дэн Сяопин. На эту роль вполне может претендовать Влад Плахотнюк.
Координатор. Станет ли Влад Плахотнюк молдавским Дэн Сяопином?

В чем сходство?

Дэн Сяопин не занимал высших государственных и партийных постов. Единственная его должность -  председатель Центрального военного совета ЦК КПК. Особенность этой должности была в том, что Совет входили высшие руководители Китая. По сути, Дэн Сяопин стал неофициальным правителем Поднебесной. И об этом знали, как в Китае, так и за его пределами.  

Унаследовав разрушенный и сотрясаемый социальными и политическими конфликтами Китай после «Культурной революции», Дэн стал ядром команды, нацеленной на реформы и преобразования в стране.

Примерно такая же ситуация сложилась в последние годы в Молдове. В стране долго продолжался перманентный политический кризис. Вначале он был связан с проблемой   избрания президента. Затем с «кражей миллиарда» и вялотекущим процессом расследования «преступления века». Потом с уличными выступлениями оппозиции, требующей досрочных выборов. К этому добавим правительственную чехарду, приведшую к смене в течение года трех правительств. В общем Молдову трясло и казалось, что конца-краю этому нет.

В этих непростых условиях Влад Плахотнюк берет ответственность на себя. Во многом благодаря его усилиям формируется правящее большинство – Совет коалиции и избирается премьер-министр. В Совет коалиции входят представители правящих партий, независимые депутаты, поддержавшие коалицию, премьер-министр и председатель парламента. Координатором Совета -  Влад Плахотнюк.

Команде Влада Плахотнюка удается стабилизировать политическую ситуацию в стране. Более эффективно начинают работать правительство и парламент.

И еще одно сходство. В зарубежных странах поняли, что Дэн Сяопин – это реальная власть в Китае. Также произошло и по отношению к Молдове. Сегодня на Западе и Востоке понимают, что Влад Плахотнюк – это реальная власть в Молдове. Знают об этом и в Молдове.

Считаю важным подчеркнуть, что все это произошло в Молдове после 20 января 2016 года. Именно с этого времени у Плахотнюка появилась возможность координировать власть в Молдове.

Вернемся к Китаю.

Как распорядился своей власть Дэн Сяопин

Дэн положил конец политическим кампаниям, которые до этого времени были весьма популярны в Китае и направил все силы на преодоление экономических проблем. На начальном этапе реформы не имели конкретной программы, и все протекало под лозунгом “Переходить через реку, нащупывая на дне камни”. Далее Дэн Сяопин разрабатывает теорию о “построении социализма с китайской спецификой”, суть которой заключается в проведении модернизации с акцентом на экономику. Им была предложена «стратегия трех шагов». За начало отсчета экономического развития был принят ВВП 1980 г. «Первый шаг» реформ означал удвоение ВВП в течение 80-х гг. «Второй шаг» предполагал новое удвоение ВВП к концу ХХ века. «Третий шаг» должен был обеспечить четырехкратное увеличение ВВП.

Для осуществления стратегии развития начала реализовываться идея “открытости” Китая внешнему миру. Собственно, экономическая политика Дэна сводилась к двум основным элементам: привлечение иностранных инвестиций и внедрение в стране зарубежного опыта управления и технологий.

Сознавая ограниченность людей его поколения в усложнявшейся экономической среде, Дэн Сяопин много внимания уделял науке и образованию. Дэн полагал, что наука – самая важная часть модернизации страны, которая поведёт за собой модернизацию в других сферах (промышленности, сельском хозяйстве и государственной обороне).

Следует отметить, что Дэн никогда не руководил страной единолично, а скорее был лидером команды, в которую входили как пожилые, так и более молодые кадры. И что еще важно, он создал «меритократию», при которой никого не катапультировали на руководящие посты из ниоткуда Каждый назначенец на руководящие должности проходил строгий отбор посредством конкурсных экзаменов и поднимался вверх через серию ответственных назначений.

Важнейшей задачей лидер Китая считал нормализацию отношений с экономически развитыми странами, особенно с США и Японией. Интересно, что в России многие говорят о том, что нужно брать пример с Китая, но при этом толкают страну к изоляции от внешнего мира, объявляют США врагом.

В конечном итоге это принесли Китаю огромную экономическую пользу как в плане привлечения инвестиций, так и с точки зрения оптимизации методов управления и повышения качества образования.

Сегодня Китай – это вторая экономика мира, крупный инвестор, имеющий большой политический вес на международной арене.

А теперь о Молдове.

Как распорядится своей неформальной властью Влад Плахотнюк?

Начнем с того, что к Плахотнюку неоднозначное отношение в стране. У него нет запаса прочности «политической популярности», которая давала бы ему время на раскачку и на ошибки. Мне часто говорят представители оппозиции, что Плахотнюк должен уйти, потому, что у него высокой антирейтинг, что большинство народа настроено против него.    И при этом добавляют, что большинство не может ошибаться, народ всегда прав. Но вся их система доказательств рушится, когда я привожу пример с избранием Дорина Киртоакэ на пост мэра. Его избрало большинство. Но правильный ли это был выбор? Так всегда ли право большинство?

Однако, вернемся к Плахотнюку и призывам к его уходу. Возникает вопрос, а откуда он должен уйти? У него нет государственных должностей. Хотим мы это признавать или нет, но Влад Плахотнюк стал неформальным лидером власти, а в случаи достижения успеха может стать лидером нации. А это не должность, которую можно покинуть, подав в отставку. Уйти сегодня Плахотнюку – это предать тех, кого он объединил, предать свою партию, предать её избирателей. Это, во-первых. А во-вторых, у Плахотнюка есть шанс провести кардинальные изменения в Молдове, вписать свое имя в историю страны. Почему бы ему не воспользоваться этой возможностью?

По отношению к Плахотнюку круг моих знакомых разделился на две части.

Одна часть убеждает меня, что я делаю ошибку публично поддерживая его, что все это мне еще аукнется. Среди этой части много честных и умных людей, и они вполне искренне дают мне советы, считая, что «спасают меня» от большой ошибки. Но у всех этих людей есть одно общее. Они потеряли веру, что в Молдове можно что-то изменить, они не видят будущего у нашей страны. И они во всем винят Плахотнюка. Я их не осуждаю. У меня также часто опускаются руки, когда я вижу то, что происходит в стране. Но у меня нет уверенности, что уход Плахотнюка изменит ситуацию. Более того, я знаю оппозиционных политиков, которые хотят взять власть. И мне представляется, что это не лучший вариант для Молдовы.

В то же время мне интересна позиция другой части моих знакомых. Среди них многие добились успехов в жизни. И добились через свой труд, через свой интеллект. И у них есть вера в будущее Молдовы. В их числе ректора вузов и директора институтов, бизнесмены, эксперты. Они знают о «скелетах в шкафу» Влада Плахотнюка, но в то же время убеждены, что сегодня, именно такой человек, который знает всю подноготную бизнеса и политики, который сумел создать своими руками собственное благополучие и достичь известности, который имеет волю и характер, который готов брать ответственность на себя, способен стать лидером преобразований в Молдове. Но при этом, они, как и я, озабочены тем, чтобы потенциал этого человека был использован с пользой, чтобы он принес благо стране, а не кучке партийных деятелей и чиновников, приближенных к нему. Мы встречаемся, обсуждаем ситуацию в стране.  У нас выработалось определенное понимание, что делать, что менять, что усовершенствовать. Каждый из нас, по мере сил и возможностей старается что-то сделать, чтобы изменить жизнь в Молдове  к лучшему. Некоторые наши идеи мы доводим до сведения Влада Плахотнюка, другие стремимся реализовать сами.

Что мы ждем от Влада Плахотнюка?

Новые подходы к модернизации Молдовы

Одна из важнейших задач -  это объединить усилия политической, деловой и интеллектуальной элиты в деле модернизационного развития Молдовы Именно элита должна стать генератором и исполнителем модернизационного проекта.

Для того, чтобы это объединение произошло в стране нужна атмосфера общественного доверия, солидарности, ориентации на развитие. Необходимо всем осознать, что первично – это обновление и развитие Молдовы, повышение благосостояние страны.

Объединительный процесс внутри страны, единство и согласие нации, должны стать приоритетом №1.

Недопустимость перехода к авторитарной модели развития страны

Существует опасность, что во властных структурах появится идея, что только авторитарная система, «сильная рука», способны вывести Молдову из кризиса. Это глубокое и вредное заблуждение.

Да, Молдове нужна сильная власть. Но сильной она будет не в том случае, если в стране появится авторитарный руководитель. Сила в власти в поддержке народа. Сила власти в способности предложить эффективную модель развития страны. Сила власти в способности находить общий язык с бизнесом, гражданским обществом, а также быть готовым к диалогу с той частью оппозиции, которая настроена на созидание.

Знаю, что в среди тех, кто находиться у власти есть сторонники «закручивания гаек». Плахотнюк должен знать, что их идеи также опасны, как опасны призывы к бунту, к радикальным действием со стороны некоторых оппозиционных партий. Эти две стороны одной и той же медали, которая называется «Разрушители Молдовы». Убежден, что Влад Плахотнюк все это хорошо понимает и не будет копировать модель, взятую на вооружения некоторыми нашими партнёрами из стран СНГ.

Формирование системы оценки эффективности развития Молдовы

Речь идет о развитии проекта, который мог бы совместно реализовываться властью, бизнесом и гражданским обществом. Цель проекта -  определение эффективности развития Молдовы. Показателей может быть 100-120. Это будут важнейшие показатели, свидетельствующие о том, развивается ли наша страна или деградирует. Зная эти показатели, анализируя их, знакомя с ними общественность, мы будем знать реальное состояние «здоровья Молдовы». Будем знать, где история успеха, а где провалы. И самое главное – будем искать решения имеющихся проблем.

Эти показатели должны быть зафиксированы в Дорожной карте развития Молдовы, в которой не будет общих слов, а будут конкретные задачи по всем направлениям развития, которые власть обязуется достичь в течение года.

В свою очередь, необходимо определить критерии по оценки работы всех властных учреждений. К примеру, у каждого министерства должно быть 7-10 показателей, которые позволят определить насколько эффективно работает этот орган.

Выход из колеи

Молдову нужно вытаскивать из колеи. Это образное выражение. Его суть в том, что 25 лет мы ползем по наезженной колеи. Какие –то годы более-менее успешно, какие-то без всяких успехов.

Большой ошибкой Влада Плахотнюка и его команды будет, если они посчитают, что чуть-чуть подправив «машину Молдову», заменив какие-то агрегаты, что-то покрасив и почистив, можно и дальше продолжать это движение. Да, многое можно и нужно исправить. И такие процессы начинались. Идут перемены на таможне, в налоговой, в бизнесе и т.д. Но оставшись в существующей колее, Молдова может стать «вечно вчерашней». На эту тему образно высказался Ежи Лец: «Ну пробьёшь ты лбом стену – но скажи, что ты будешь делать в следующей камере»? Нашей стране нужна новая траектория движения.  Нужно взлететь, а не ползти.

Мир стремительно меняется. И каждая страна ищет свое «окно возможностей», свои «точки роста».  Задача Плахотнюка, как человека, взявшего на себя ответственность за Молдову, стать катализатором этих процессов. Возможности для этого пока есть. Есть прорывные идеи, которые могут привести к удвоению ВВП в течение короткого времени.  И есть люди, готовые их реализовать.  Главное, чтобы власть не боялась новых идей, не боялась рисковать.

Реформа госуправления и кадровая революция

Есть такое выражение: «Набрали верных, а спрашивают, как с умных». Будем откровенны, в Молдове подбираются кадры по одному критерию – личная преданность начальнику.  И ум, профессионализм часто на последнем месте. Если вообще присутствуют.

Молдове нужна не только кардинальная реформа госуправления, которая приведет к значительному сокращению министерств и количества чиновников. Молдове нужна также ротация руководящих кадрах.

Беда Молдовы в том, что у нас нет системы работы с кадровым резервом. Убеждён, что у президента, в правительстве нет базы данных кадров, с которыми нужно работать, которых нужно готовить к руководящих должностям.  Партии также не стали школой кадров. Чаще они воспроизводят подхалимов и коррупционеров, чем профессиональных и эффективных работников.

Молдове необходима система подготовки и переподготовки руководителей различного уровня. И нужны новые критерии при назначении на руководящие должности. Ставку нужно делать не на лично преданных, не на кумов и сватов, а на профессионалов, на честных и умеющих эффективно работать людей. Владу Плахотнюку надо понять, что Молдове нужен приток во власть новых лиц. Молодых, грамотных, честных. Без этого не будет движения вперед.

Разорвать связь между бюрократией и бизнесом

 Одна из существенных проблем Молдовы - это срастание чиновников и бизнеса. Практически при каждом министерстве есть «поля кормления» для высокопоставленных сотрудников. Речь идет о фирмах, госпредприятиях, которые находятся под патронатом министерских работников. Естественно, речь не идёт о простых клерках. Цена вопроса – от 1 тыс. евро до 20 тыс. евро. В месяц. Такую сумму высокопоставленные чиновники собирают с подконтрольных фирм и предприятий.

Эти чиновники готовы быть преданными тем, кто посадил их на эти хлебные должности, они на всё готовы, только бы не потерять кресло, не потерять право на кормление. Но многие из них не умеют эффективно работать, у многих низкий профессиональный уровень. Они живут интересами своего бизнеса, с которого кормятся, которому дают монопольные права, а не интересами страны.

Знаю о позиции Плахотнюка, который намерен остановить коррупцию на высшем уровне.  Знаю, что им предупреждены все министры и депутаты - взятки не брать. Но трудно сломать то, что создавалось на протяжение многих лет. Борьбу за разрыв связей бюрократии и бизнеса вести сложно. Но это нужно делать, так как монополия, льготы и привилегии для «своих», убивают конкуренцию, убивают бизнес. Знаю, что эта мера не будет популярна. Но возможно назрела необходимость введения «презумпции виновности чиновников и сотрудников правоохранительных органов». Пусть доказывают, что все что они имеют (дома, квартиры, земля, машины и т.д.) заработаны честным трудом. Это и относится и к политикам. В том числе и оппозиционным. Они также должны доказать, что все что у них есть, что деньги которые они тратят на политику, на партию, на себя, получены честным путем.

Создание социальных лифтов для активных граждан

Нет перспективы в политической системе, в которой вся власть отдается партиям, а партии находятся во власти одного-двух лидеров. В первую очередь, нужно в обязательном порядке, через изменения закона о партиях, ввести обязательные всепартийные выборы председателя партии на альтернативной основе. А в законе о выборах -  выборы по одномандатным округам.

Это и будут социальные лифты для политически активных граждан. Готов Плахотнюк к таким изменениям? Если да, то нужно их проводить.

Изменить собственную ментальность

Для Влада Плахотнюка – это будет одной из самых сложных задач. Долгие годы нахождения в бизнесе сделали его хорошим предпринимателем и менеджером. Нот не весь этот опыт нужен в политике, особенно в государственной деятельности.

Бизнесмены привыкли рассчитывать только на себя, у них есть склонность (особенно в условиях нашего бизнеса) не верить никому, держать возле себя только подчиненных или зависимых от них работников. Бизнесмены привыкли, что если они сам не контролирует полностью бизнес, то у них мало шансов на прибыль. 

Да, опыт бизнеса в чем-то может быть и полезен. Но не во всем.

Государственная деятельность требует большей открытости и большего доверия к людям.  

Необходимо осознать, что как только страной начинает править «Семья» или «Кооператив», так сразу власть отрывается от людей, начинает формироваться «коррупционный климат». Мы это уже проходили, проходят другие страны. И итоги этого прохождения неутешительные.

Один из мудрых людей сказал – хочешь быть успешным руководителем -   ищи успешных людей по всей стране, которые в своих сферах сильней тебя, а не только делай ставку на «своих».

Послесловие

Перед Владом Плахотнюком, если он решил идти до конца, а других вариантов у него нет, стоит сложная задача. Мало провести важные и не всегда популярные реформы. Но без них нельзя. Но это только часть Большой Работы. Главное - вернуть в народ веру, что Молдова состоится как государство, что у нее есть будущее. Убедить народ, не словами, а делами, что перемены к лучшему начинаются, и они принесут позитивные перемены в каждую семью. Объединить вокруг идеи созидания большинство граждан Молдовы, элиту Молдовы.

Первые шаги в этом направлении он начал делать. Но пока это только шаги, это еще не движение вперед.

А какова наша задача?

Да, можно кричать «Жос Плахотнюк» и надеяться, что с его уходом все автоматически измениться в лучшую сторону. Многие люди в это верят. Отсюда такой большой антирейтинг у Плахотнюка. Я против того, чтобы бороться с этими людьми. Их нужно убеждать. И убеждать не словами, а делами.

А у меня и моих единомышленников есть вера, что Плахотнюк может внести позитив в развитие Молдовы. Но Плахотнюк для нас не икона на которую нужно молиться. Он один из нас, но имеющий в силу разных причин больше возможностей, чтобы что-то изменить в стране к лучшему. И если это так, то его нужно не только поддержать, но и критиковать, если он что-то не так делает.

Убежден, что у него, для того, чтобы в него поверили и пошли за ним, есть от силы один –два года. В силу нашей специфики, в силу того, что мы все же демократическая страна, что мы движемся в сторону европейских ценностей, «кураторство» - это ненадолго. Чтобы стать настоящим лидером Владу Плахотнюку придется пройти через разного рода выборы. Возможно, вначале внутри своей партии, где он может, а моему мнению и должен, стать не только де факто, но и де юре лидером, а потом доказать на парламентских выборах, что народ увидел и оценил его деятельность в качестве к у р а т о р а   и   л и д е  р а партии.   

Так станет ли Влад Плахотнюк молдавским Дэн Сяопином? Думаю, что этот путь в чистом виде в Молдове невозможен. Мы другая страна, с другой ментальностью. Но частично повторить то, что сделал Дэн Сяопин в Китае, осуществить реформы и вытянуть страну из кризиса, вполне возможно. Во всяком случае, шанс для этого есть. А реализует его Плахотнюк или нет, уже зависит во многом только от него. В истории были люди, которые умели использовать представленные им обстоятельствами шансы. А были и такие, которые бездарно растрачивали полученные возможности. Имена тех и других у многих на слуху. Так что Владу Плахотнюку предстоит сделать выбор, в какую компанию попасть.