Уже несколько месяцев подряд Россия не может вести успешные наступательные действия. Она пытается выдать за значительные успехи захват лишь нескольких донбасских деревень, но при этом вынуждена оставлять свои позиции и огромные территории на других направлениях, преподнося эту явную слабость как «жест доброй воли» или «тактический маневр». Нынешний цугцванг на поле боя привел к необдуманным решениям диктатора, принятым исключительно на эмоциях: от попытки аннексии оккупированных территорий в сентябре, без решения вопроса о границах, до мобилизации и отправки на передовую плохо оснащенных и необученных солдат.

Российская полиция задерживает в сентябре в Москве людей, выражающих протест против президентского указа о частичной мобилизации. Фото: ALEXANDER NEMENOV/AFP
Безвыходность ситуации вынудила Путина привлечь к военным операциям осужденных за тяжкие преступления, проводить кадровые перестановки во всех ключевых ведомствах, что, в свою очередь, создавало дополнительные предпосылки к расколу среди военных элит и для усиления протестных настроений в народных массах. Кремль не успевает сбивать одни волны социального недовольства, как тут же возникают новые.
Если Путин каким-то образом не заморозит боевые действия и не остановит дальнейшее наступление ВСУ, то «жесты доброй воли» будут случаться довольно часто, о чем свидетельствует последнее решение Минобороны РФ оставить – под давлением ВСУ – правый берег Днепра в Херсонской области, а если называть вещи своими именами – позорно бежать из Херсона, едиственного областного центра, который Россия смогла захватить начиная с февраля.

