Экономика и бизнес

Назад

Как определить эффективность власти?

Опрос политиков и экспертов. Какие отрасли экономики могут стать локомотивами развития Молдовы?
Как определить эффективность власти?

Многие понимают, что будущее Молдовы зависит от того, сумеем ли мы вписаться в мировое разделение труда, найдем ли в нем свою нишу. И в этой связи вопрос. Какие отрасли экономики могут стать локомотивами развития Молдовы? И что нужно сделать, чтобы появились такие «локомотивы»?

Специально для нас отвечают:

Василий НЕЙКОВЧЕН, экс-депутат парламента РМ:

1. Сельское хозяйство с возрождением ирригации.

2. Перерабатывюшая промышленность полного цикла.

3.Легкая промышленность с трудоемкими производствами.

4. Туристический бизнес и возрождение народных промыслов.

 

Это позволит занять при правильном распределении производств создать центры развития всей страны

Не менее 70% рабочих рук.

 

5. Открытие новых производств востребованных новым геопромышленным распределением труда и рабочей силы.

 

Елена УЗУН, музыкальный критик:

- Вопрос не простой и актуален в сторону молодых кандидатов на рабочие места. Приоритетные области не особо отличны для Молдовы. Они универсальны. Полагаю, будет аналог Украины или Прибалтики. Молдова давно уже на колесах и в принципе ей не сложно вписаться, потому что наши берутся за любую работу.

 

Сергей ИЛЬЧЕНКО, журналист, Киев:

- Перемены к лучшему, заметные для народа – дело очень нескорое. Часто они наступают уже тогда, когда каденция власти заканчивается – и приписываются новой власти, не имеющей к ней никакого отношения. Так что универсального и быстрого способа оценки эффективности власти, понятного народу, увы, нет. Особенно в том случае, когда приходится вытаскивать страну из такой глубокой ямы, в которой находится Молдова. Невозможностью быстро и понятно для народа оценить эффективность/неэффективность власти успешно пользуются жулики и популисты по всему миру.

Если речь идет о новой власти в Молдове, то самым важным и самым первым экзаменом на эффективность для нее станет закрытие приднестровского вопроса. Не новый раунд переговоров с Тирасполем, и не очередной «малый шаг по сближению двух берегов», что, по сути, всякий раз означает малый шаг по легитимации репрессивного сепаратистского режима. А именно и только закрытие всех вопросов, связанных с ПМР. Включая ликвидацию всех ее незаконных силовых формирований — армии, полиции (простите, «милиции»), политической охранки «МГБ». Всех органов управления сверху донизу. Судов, пенитенциарной системы, ЗАГСов, регистрационной палаты – словом, абсолютно всего, вплоть до полной унификации с Молдовой.

Это очень сложная задача, которую придется решать поэтапно. С неизбежной люстрацией/переаттестацией всех бывших сотрудников этих структур. С легитимацией в Молдове постоянных жителей ПМР, не имеющих молдавского гражданства – или их отъездом на родину. С применением/неприменением в отношении граждан Молдовы, служивших по контракту в российском контингенте в Приднестровье, закона, позволяющего лишать молдавского гражданства за службу в иностранной армии. Что-то придется делать и с приговорами приднестровских судов, вынесенными на протяжении 30 лет, с нотариатом, с собственностью, с документами об образовании, с текущим образовательным процессом в школах и вузах, и еще с тысячей других важных для нормальной жизни вещей.

Еще более сложной задачей станет полный демонтаж всех каналов финансирования, обеспечивающих существование ПМР, и именно это будет самым сложным.

Дело в том, что «ПМР» давно уже не политический проект России. Российская политическая составляющая играет в нем все более второстепенную роль. Сегодня Россия выступает скорее в роли крыши, обеспечивая неразрешимость этого "конфликта", который давно уже никакой не конфликт, а чистый бизнес. Последние, как минимум, лет 15, ПМР — устойчивый бизнес-проект, на котором кормятся различные ОПГ из Молдовы, Украины, России и ЕС, а также молдавские коррупционеры. Именно с международными ОПГ и их экономическими интересами и предстоит столкнуться молдавским реформаторам при попытках закрыть проблему Приднестровья.

Если Майя Санду и ее партия окажутся способны подойти к поэтапному решению этой проблемы – они справятся и со всем остальным, и будут эффективной властью. Если нет – никакие реформы в Молдове просто не пойдут. Ключи от реформирования Молдовы хранятся в Тирасполе, и эффективная молдавская власть должна овладеть ими. В противном случае она будет неэффективна.