История и политология
НазадФронтовая летопись семьи Безрутченко
Близится 65-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией и её союзниками. С этой датой у всех членов моей семьи связано очень многое.
День Победы для меня лично и двоих моих братьев с самого раннего нашего детства был самым большим, каким-то особым, очень светлым, тёплым и волнующим праздником, когда воедино смешивались радость и печаль, веселье и слёзы.
В этот день мои родители – фронтовики доставали из альбомов и ставили на самое почетное место фотографии всех своих родных и близких – участников войны, своих боевых друзей и товарищей, поминая павших, не доживших до Победы, и желая здравия живым.
За праздничным столом собирались родные и близкие, знающие о войне не понаслышке, и мы, их дети и внуки, текла неторопливая беседа «о боях, пожарищах, о друзьях, товарищах», с которыми нашим «старикам» довелось шагать по дорогам войны, укрываться одной шинелью, делить пополам последний сухарь.
Сын и внук российских солдат, «дитя войны», я родился в сентябре грозного 1942 года, но ни один из моих дедов не видел меня, и я сам никогда их тоже не видел и знаю о них только по воспоминаниям моих родителей.
Дед мой по отцу – военный моряк Арсентий Васильевич Безрутченко - пал смертью храбрых при обороне Севастополя в июне 1942 года. Могила его неизвестна, так как немцы во время оккупации уничтожили все захоронения павших советских воинов.
Домашний архив его сгорел в оккупированном немцами Кременчуге. Осталась только одна фотография, на котором он запечатлен в возрасте 20 лет во время службы матросом на флоте ещё в царское время.
Дед мой по матери – артиллерист Доронин Фёдор Иванович - погиб в феврале 1943 года под Сталинградом.
Благословил в письме брак моей матери с моим отцом, заключенный на фронте, поздравил мать с моим рождением, очень хотел вырваться хотя бы на денек в тыл, чтобы повидать внука и дочь, хотел также увидеться на фронте с моим отцом, но не успел.
Мой отец – Безрутченко Михаил Арсентьевич – участник Сталинградской и Курской битвы, освобождал Киев и Варшаву, штурмовал Берлин, а День Победы встретил в освобожденной Праге.
За участие в боевых действиях награжден 3 орденами Красной Звезды, 5 боевыми медалями. Трижды ранен, дважды тяжело контужен.
Война сильно подорвала его здоровье, поэтому тяжело болел, перенес несколько операций по удалению осколков, и умер очень рано – в 1989 году, похоронен в городе Белая Церковь (Украина).
Все мы - три его сына – Валерий, Сергей и Борис - пошли по его стопам и тоже стали офицерами.
Хорошо помню все его рассказы о войне, о том, как дважды с боями его часть вырывалась из окружения, выходя к своим с сохраненным Боевым Красным знаменем.
Отец часто рассказывал, как вели себя разные люди в боевой обстановке, как скромные с виду парни оказывались настоящими героями, какой высокой ценой, какими неисчислимыми жертвами добывалась Великая Победа.
Очень переживал, когда видел, как в угоду политической конъюнктуре пытаются «переписать» историю войны, исказить ту правду, которую он очень хорошо знал, потому что сам писал историю на фронте своей собственной кровью.
Моя мать – Безрутченко (Доронина) Александра Фёдоровна – военный медик. Участница Финской компании (в 1940 году) и Великой Отечественной войны. Была ранена и тяжело контужена.
Награждена многими советскими и иностранными орденами и медалями. В 1942 году по беременности (мною) была направлена в тыл.
В 1943 году была направлена командованием на сожженную дотла Украину, где спасала людей от тифа и других болезней, принимала роды в землянках, в которых жили тогда очень многие люди в украинских селах, чьи дома сожгли оккупанты. Сегодня на Украине у неё несколько сотен «крестников».
Несмотря на возраст – 87 лет – продолжает активно работать в Киевском Совете ветеранов ВОВ, поддерживает контакты с фронтовыми товарищами, выступает перед молодежью.
Мой дядя по отцу – Безрутченко Всеволод Арсентьевич – военный инженер, в годы войны был начальником передвижных танкоремонтных мастерских.
Зачастую под огнем противника вытаскивал в тыл подбитые в бою танки и восстанавливал их. Награжден многими боевыми орденами и медалями.
В 1946 – 1947 годах демонтировал в Германии военные заводы, в том числе танковые, оборудование которых вывозилось в порядке репараций в Советский Союз.
Тяжелые ранения сказались на его здоровье. Умер в 1976 году. Похоронен в городе Ирпень (Украина).
Мой тесть – Барткевич Николай Федорович – военный летчик-бомбардировщик. Летал на самолетах ТБ-3 и ДБ-ЗФ.
Был летчиком-инструктором, командовал авиазвеном, эскадрильей, затем полком.
Участвовал в первых налетах советских ВВС на Берлин в 1941 году. Бомбил румынские нефтепромыслы в Плоешти, военно-морскую базу в Констанце.
Награжден многими боевыми орденами и медалями. Был представлен к званию Героя Советского Союза, но в связи с нахождением в плену представление было отозвано.
Сбит был немецким истребителем во время выполнения боевого задания над оккупированной территорией. Покинул машину последним, сильно обгорел.
После приземления был выдан немцам старостой села, у которого пытался получить помощь. Схвачен полицаями и брошен немцами в концлагерь под Полтавой.
Немцы пленных не кормили. Люди ели траву, умирали сотнями. Чудом выжил благодаря крепкому организму и спортивной закалке. Освобожден танкистами генерала Рыбалко.
После войны работал на военном авиационном заводе в городе Белая Церковь контрольным мастером. Умер в 2000 году.
Таким образом, из всех членов моей семьи – ветеранов Великой Отечественной войны – 65-ю годовщину Победы довелось встречать только одной моей матери – Александре Фёдоровне, дай Бог ей здоровья и много-много лет жизни.
Уход из жизни каждого солдата-ветерана - это очень тяжёлая утрата для всех нас, живущим сегодня под мирным небом. Мы все перед ними в огромном неоплатном долгу.
Нашим ветеранам живётся сегодня очень нелегко. Болят старые раны, сказываются преклонные годы. Не все они обеспечены должной помощью, лечением и уходом. Власти вспоминают о них, как правило, только накануне очередного юбилея Победы, да и то не во всех странах СНГ.
Но особенно тяжело ветеранам смотреть на то, как мы – их дети и внуки – распорядились завоеванной ими Победой, как мы не уберегли память о ней от клеветников и очернителей, как мы не смогли предотвратить развал Советской страны, которая послала их в бой и которую они отстояли в кровавых сражениях.
Обращаясь ко всем ветеранам, солдатам Победы, ко всем, кто является наследниками их боевой славы, кто свято чтит их память, я хочу сказать:
Простите нас, дорогие наши старики, если мы, вольно или невольно, оказались не в состоянии защитить вас от тех мерзавцев, которые пытаются спекулировать на ваших подвигах, на вашей крови, пролитой на полях сражениях!
Мы – ваши дети и внуки - будем помнить всё, что вы для нас сделали, до последних дней своей жизни!
Мы будем стараться быть достойными вашей светлой памяти!
Мы передадим память о вашем подвиге своим собственным детям и внукам и никому не позволим лгать и клеветать на вас, чернить вашу Великую Победу и её солдат!
Сын и внук солдат Великой Победы
Безрутченко Валерий Михайлович