Общество

Назад

УБИЙЦА

Берегите здоровье, Александр Юрьевич, меня волнуют ваши мешки под глазами. Вам надо обязательно дожить до суда.
УБИЙЦА

Александру Юрьевичу Чайко 51 год. Выглядит он для своего возраста неплохо. Накачанных мускулов, не видно, но у него нет времени следить за собой. Он занят на службе. Правда, у него мешки под глазами.

Александр Чайко родился в Московской области — в Голицыне. Интересно, что у него по-украински звучащая фамилия. Есть ли у него родственники в Украине?

У него успешная военная карьера — Суворовское училище, Общевойсковое командное училище, Академия вооруженных сил, Академия генштаба. Он командовал Таманской дивизией и много чем еще.

В какой момент он стал убийцей и разрешил себе не думать о школах и больницах, которые по его приказу бомбили в Сирии, о людях, которых пытали в Украине его солдаты? Или, наоборот, стал думать, что такое ведение войны скорее приведет его к очередной правительственной награде?

Можно возразить, что профессия военного предполагает разрешение убивать. Но именно поэтому за последние сто с лишним лет люди много раз договаривались о том, что военные действия не должны сопровождаться зверствами по отношению к мирному населению. Это то, о чем генералу Чайко наверняка рассказывали на лекциях в многочисленных учебных заведениях, которые он закончил.

А еще ему рассказывали, как Германия в 1914 году нарушила нейтралитет Бельгии — и немецкие военные начали захватывать заложников и расстреливать их по самым незначащим поводам, сжигать целые деревни и разрушать города. Наверное, он слышал, как маршал Жуков отправлял пехоту на минные поля, чтобы расчистить дорогу танкам. А когда он успешно бомбил жилые кварталы в Сирии, то получил за это Героя России и орден «За заслуги перед Отечеством». Тоже, наверное, навело его на мысли…

Комиссия, собирающая данные о зверствах российских военных в Украине, нашла много доказательств того, что солдатам отдавались приказы как можно жестче проводить зачистки. Есть многочисленные перехваты телефонных разговоров солдат, рассказывавших, что они получили приказы не брать пленных, не оставлять в живых никого, кто вызывает малейшее подозрение.

И это поднимает вопрос об ответственности лично генерала Чайко. Когда его будут судить, адвокаты, очевидно, скажут, что он просто воевал. Что он выполнял приказ своего правительства, и не его дело решать — захватническая это война или нет.

Вряд ли будет найден приказ, в котором бы говорилось, что надо убивать женщин и детей и применять пытки к военнопленным — на этом будут играть адвокаты генерала Чайко, объясняя, что он «просто» проводил зачистки, а если кто-то превысил свои полномочия, то генерал не виноват.

Из 14 телефонных звонков, перехваченных рядом с местами, где были зафиксированы пытки и убийства мирных людей, по крайней мере 9 были сделаны из подразделений, подчиненных генералу Чайко. Сам он неоднократно был замечен поблизости от тех мест, где творились ужасы. И суд, конечно, должен будет разобратся — какие конкретно приказы отдавал генерал Чайко, после которых его войска творили ужасы. И как он мог не знать о происходившем, занимая пост командующего Восточным военным округом.

Стоит, наверное,  напомнить генералу Чайко, что четвертый из семи Нюрнбергских принципов, сформулированных ООН еще в 1950 году, гласит: «То обстоятельство, что какое-либо лицо действовало во исполнение приказа своего правительства или начальника, не освобождает это лицо от ответственности по международному праву, если сознательный выбор был фактически для него возможен».

Что бы ни приказывал генералу Чайко обезумевший главнокомандующий, это не будет смягчающим обстоятельством на суде. И как бы он сам ни формулировал приказ о зачистках, он несет ответственность за то, что творили люди по его распоряжению или при его попустительстве.

Берегите здоровье, Александр Юрьевич, меня волнуют ваши мешки под глазами. Вам надо обязательно дожить до суда.

Оригинал